Ребенок научился читать... Что родители вкладывают в эти слова?
Часто родители думают, что ребенок научился читать, если он научился складывать буквы в слова. Но ведь годовалый малыш, который только-только сделал свои первые два-три шага, еще не умеет ходить. Так и ребенок, который научился соединять слоги, еще не умеет читать. Сам. Без вашей помощи. Ребенок должен ПОНИМАТЬ прочитанное. Вот здесь сложнее.
Чтение – сложно устроенное умение. Развивается оно постепенно, лет до пятнадцати, и степень его сформированности определяется не только техникой, не только способностью протараторить 130 слов в минуту, но и таким критерием как «понимание прочитанного».
Собственно, чтение возникает только там, где существует понимание. Родители, чаще всего, все свои силы и время направляют на то, чтобы обучить ребенка буквам и «движению» по букварю. А вот способность к пониманию почему-то не очень волнует. А если и волнует, то понимаеют ее обычно очень плоско – как формальное усвоение текста.
Ребенок прочитал сам сказку или рассказ. Какие вопросы задаются ему родителями?
– О ком эта сказка?
– Что случилось с героем?
– Кто ему помогал?
– Как он обхитрил врага?
И наконец, ударное:
– В чем главная идея этого произведения? Чему нас учит эта история?
Эти вопросы я сама задавала детям... Таким вопросам нас, учителей, учат в колледжах и университетах. Задавая такой вопрос, меня всегда беспокоила мысль, что я требую от детей ответа, который у МЕНЯ в голове. И ребенок должен его угадать. Угадал - хорошо! Нет - будем гадать до тех пор, пока ответ меня не устроит.
И спустя какое-то время я поняла, что меня радует нетривиальный ответ детей. Например, в последней Читательской конференции мне понравились слова Саши о сказке "Царевна-лягушка", что завидовать нехорошо, потому что можно и самому попасть в неприятную ситуацию потом. Именно это он вынес из известной сказки.
Беседуя с ребенком о книге, мы хотим узнать, какие впечатления он получил. Значит, нам нужны "Я-переживания" и "Я-впечатления".
Здесь помогут другие вопросы: "Что ты услышал? Что сказал ТЕБЕ писатель?". Ведь понимание прочитанного - всегда глубоко интимное. Как часто книга, которая "зацепила" вас, оставляет совершенно равнодушный след в душе ваших друзей и знакомых.
А следующий шаг – умение объяснить, почему читателю (ребенку или взрослому) от этого больно или почему это так сильно трогает. Не что хотел сказать писатель (писатель не всегда сам это понимает, а иногда его желание сказать что-то противоречит тому, что он действительно сказал), а что я - конкретный читатель, сумел вынести из сказанного. Если вдруг я вынес «урок» или сформулировал «мораль» сказки, это мое личное дело. Возможно, я смогу интересно об этом рассказать. Но такой рассказ скажет обо мне самом не меньше, чем о книге или об авторе.
И в данном случае разговор о книгах – в том числе с детьми – действительно оборачивается разговором о личном. Такой разговор связан с уважением свободы читательского восприятия и, в то же время, читательской ответственности.
И способность к такому пониманию нужно воспитывать. С того самого момента, как мы начинаем читать малышу книги. Конечно, с ним надо разговаривать о прочитанном. Только как?
Можно, например, так:
– Не нравится мне этот Карабас-Барабас. Вот ведь какой злой! И хитрый. Если бы он догнал Буратино... Представляешь, что было бы?
– Мне так грустно стало, когда Мышь и Крот обнаружили Ласточку. Они неправильно говорили о Ласточке. Они ее не жалели. Если бы я нашла Ласточку, я бы не так о ней говорила. – У меня настроение испортилось из-за этого Пиноккио. Смотри-ка, опять соврал! И опять у него нос вырос. Слушай, а ты не знаешь никаких мальчиков, которые неправду говорят? Что у них с носом? Вдруг тоже растет, как ветка на дереве?
Подобные «я-сообщения» (сообщения, в которых мы прямо говорим о своих переживаниях, о своем настроении) побуждают ребенка согласиться с вами или не согласиться – т.е. обнаружить свою позицию. Будет ли форма реакции лаконичной или развернутой, зависит от разных причин.
Необязательно делиться переживаниями от прочитанного сразу же.
Ребенок должен свои впечатления от прочитанного «поварить» в себе, поносить их внутри. Поэтому лучше возвращаться к разговору о прочитанном спустя некоторое время, например, на следующий день: «А помнишь, мы читали про Петсона и Финдуса? Помнишь, как нам было страшно (смешно, грустно)?.. А помнишь, кто помог Финдусу, когда он потерялся? Может, и у нас дома водятся какие-нибудь мюклы, а мы их не замечаем?» Разговор по «мотивам» прослушанного (прочитанного) важен в первую очередь потому, что это «социализация» переживания. Чувство общего переживания со взрослым, безусловно, возникает уже в момент чтения. А если потом оно еще и воплощается в слове, лучшего способа развивать детское мышление не придумаешь.
Хочется добавить, что когда взрослые и дети общаются друг с другом ради удовольствия, такое обсуждение прочитанного происходит само собой.
Попробуйте, уважаемые родители, попробуйте ТАК поговорить со своим ребенком о том, что он читает, переносите "беседу с пристрастием" в легкий и непринужденный разговор. Пользуйтесь сюжетом художественных книг для того, чтобы обсудить жизненные ситуации, делайте героев произведений близкими, перенося на них поступки окружающих. Это поможет ребенку слова "умеет" читать превратить в "любит" читать. Ведь чтение - это не формальность, а живой и жизненный процесс!
Для написания этого поста я пользовалась
статьей Марины Аромштам
Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за то, что вы нас родителей, наряду с нашими первоклашками, продолжаете ежедневно учить чему-то новому в правильном воспитании детей. Будем стараться придерживаться вашим рекомендациям. Пока у нас процесс чтения, это соревновательный процесс, с обязательным занесением каждого произведения в таблицу. Но я надеюсь, что постепенно, не смотря на век прогресса и компьютеризации, все же это перерастет в любовь к литературным произведениям.
ОтветитьУдалитьДа, Оксана Петровна, главное - не пускать процесс на самотек, тогда совместными усилиями все получится!
УдалитьДа! Присоединяюсь к Оксане! Благодарим Вас, Эльвира Ульфатовна, за "просветительскую" деятельность среди нас - родителей! Мы интуитивно делали все, что Вы описали в статье, но если бы не "спортивный" интерес к таблице, то с чтением все было бы "тоскливо". А теперь, надеемся, что этот интерес к чтению книг перерастет у Мирослава в привычку, а потом и в жизненную необходимость.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мира Анатольевна! В классе Мирослав всегда читает очень сосредоточено, не отвлекаясь. Помню, в самом начале его чтение было побуквенным, но теперь все стало гораздо лучше. Теперь работаем над выражением, над умением голосом передать интонацию.
УдалитьОчень актуальная тема. Читает Денис каждый день и я заметила, что не всегда может раскрыть смысл прочитанного. Некоторые произведения даются легко - и легко читаются, и легко пересказываются. Но, иногда, мне даже приходится перечитать ему произведение для того, чтобы потом можно было его проанализировать. На мой вопрос: "Читаешь ли ты в школе?" Денис уверенно отвечает, что читает. Книгу берет с собой каждый день, а если книгу забывает, то обязательно я у него в портфеле нахожу книгу из классной библиотеки. Для меня очень важно, что Денис стремится книгу прочитать до конца, вот, например, он с собой в школу месяц носил "Женькин клад" Игоря Носова и дочитал, правда запомнились не все рассказы, а только те, которые особенно понравились. И с друзьями прочитанные книги обсуждают: на прошлой неделе Денис с Элиной обнаружили, что у них есть одинаковая книга "В стране невыученных уроков", на следующий день каждый принес в школу свой экземпляр и по словам Дениса даже читали ее вместе; с Сашей несколько раз уже обменивались книгами из своей домашней библиотеке; а прочитав несколько рассказов из книги "Болтуны" В. Голявкина Денис захотел взять ее в школу и обязательно дать Саше прочитать самый смешной рассказ, над которым Денис очень смеялся. Конечно работы предстоит еще много. Но, Эльвира Ульфатовна, я уверенна в том, что Ваша, и наша работа проходит не зря!!!
ОтветитьУдалитьОчень приятно читать, что ребята обмениваются и книгами, и отзывами о них не только в учебное время. Спасибо, Екатерина Сергеевна, за Вашу внимательность к такой важной теме, как самостоятельное чтение Дениса. Иногда бывает трудно подобрать такую книгу, которая заинтересует ребенка, понять, что именно его "зацепит", но рассказы о детях, особенно юмористические, всегда идут на "ура". Иногда запомнится только одно произведение из сборника, но возможно, именно оно сделает автора любимым, а ребенка сподвигнет на новые открытия
УдалитьПрисоединяюсь к комментариям наших мамочек выше и с благодарностью отмечу, что все старания точно не зря! Может быть и не всегда просто усадить почитать, но уже не первый раз выручают рекомендации одноклассников. Недавно я делилась, что Драгунский Виктор у нас никак не читается...а вот услышал Саша от Фарида про рассказ "Заколдованная буква" и заинтересованностью прочитал и сейчас читает и другие "Денискины рассказы", позаимствованные у Дениса Ижик. А про заколдованную букву сегодня второй раз прочитал, заливаясь смехом.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Эльвира Ульфатовна, за актуальные советы. Некоторыми раньше не пользовалась, теперь возьму на заметку.
Катя, ждем с нетерпением "Болтунов" =)
Молодец, Саша, что читает то, что порекомендовали другие дети. Я вот до сих пор не могу читать книгу, если до этого ничего о ней не слышала. А наши читательские конференции расширяют кругозор ребят, они уже могут назвать десяток фамилий писателей и вспомнить произведения. Значит, на уроках литературного чтения позже читать будут знакомых авторов, что также позитивно скажется на восприятии текстов.
Удалить