суббота, 22 ноября 2014 г.

Математический диктант (как он проходит в нашем классе)

Здравствуйте, уважаемые родители моих Буквоежек и сами Буквоежки!

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое математический диктант.

 Вы, ребята, пишете такие диктанты с 1-ого класса, но сейчас, во 2-ом классе, появилось много вопросов у ваших родителей - что это за зверь такой и почему некоторым ребятам никак его не укротить...

Немного теории...

"После прохождения определённого объема учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учениками. Провести опрос всех учеников - задача непосильная и нереальная как по времени, так и физически.
Если же провести выборочный опрос нескольких учеников, то обычно остальные ученики слушают их не внимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоения материала применяются контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты. В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом - их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка".

Итак, как проходит такой диктант в классе.
Во-первых, всегда в начале урока. Во-вторых, такой диктант мы проводим 1-2 раза в неделю (а в неделю 4 урока математики) фронтально, т.е. я задаю вопрос, спрашиваю ответ и все ребята его записывают. Или после моего озвучивания сначала записывают, а потом проговаривают правильный ответ для проверки. Или пишем весь диктант (обычно 10 примеров-заданий), а потом проверяем, зачитывая ответы. 

Диктую задание я только один раз! Дети уже привыкли, знают, что нельзя переспрашивать, надо поставить прочерк. Почему так? Потому что переспрашивание отвлекает других детей и заставляет их ошибаться.
Через какой интервал диктую, не могу сказать... Я смотрю на детей. У нас есть специальный знак (рука на локоток), который означает, что ответ записан. Могу сказать точно одно - такой вид деятельности не занимает у нас больше 7-10 минут.

Как выглядят задания?

Чему равна сумма чисел 12 и 17?
Чему равна разность чисел 19 и 4?
Первое слагаемое - 11, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых?
Уменьши число 17 на 5.
Увеличь число 8 на 7.
Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить число 18?
Увеличь число 9 на 9.
Найди сумму чисел 3 и 4 и прибавь к полученной сумме 5.
Сколько получится, если к 8 прибавить 5?
От числа 19 отними сумму чисел 3 и 4.
Найди произведение чисел 7 и 3.
На сколько надо умножить 4, чтобы получилось 20?
Первый множитель - 6, второй - 3. Найди произведение.

Чтобы грамотно и без ошибок писать математические диктанты, ребенок должен не только хорошо считать, но и точно знать названия компонентов действий (плакаты висят у нас над доской, так что всегда есть возможность "подглянуть", если забыл)

Напоминаю их здесь:



Ну а если хочется быть во всеоружии при штурме такой крепости, как математический диктант, то приглашаю вас сюда - здесь я буду обновлять задания для тренировки :)

Желаю удачи в освоении устного счета, Буквоежки!

Большое спасибо маме Даши А., Марине Викторовне, за идею, 
как оказалось, актуального и полезного поста! 
Обращайтесь, уважаемые родители, 
о своими вопросами и пожеланиями, буду рада помочь!

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Думаю, что Ваш пост будет интересен не только родителям, но и начинающим педагогам. Спасибо за методическую страничку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Я теперь и не представляю, как без блога смогла бы донести до родителей разную полезную и нужную информацию. Буду рада, если материал пригодиться кому-то еще :)

      Удалить
  2. Эльвира Ульфатовна, спасибо большое за такой полезный пост. Если честно, я думала, что математические диктанты проходят немного по другому - намного проще, а теперь мы обязательно будем тренироваться по образцу и заданиям, которые изложены выше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Очень надеюсь, что смогла помочь многим ребятам и их родителям понять, что такое математический диктант. Не представляла, что его можно проводить как-то по-другому, поэтому ни разу на родительских собраниях о нем не говорили... Думаю, у Вас с Денисом всё получится!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна спасибо большое за пост, что привели конкретные примеры! Теперь я понимаю, что нам надо подтянуть и где наши слабые стороны, над какими моментами надо еще поработать. Увидев вопросы вполне понятно почему были не очень высокие оценки по математическому диктанту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Викторовна! Хорошие слова: "...моменты, над которыми надо поработать..." :) Уверенна, что теперь-то точно Дашеньке всё удастся!

      Удалить
  4. Здравствуйте, уважаемые родители! Интересно, кто еще, кроме Марины Викторовны и Екатерины Сергеевны прочитал этот пост?! Откликнитесь, пожалуйста, здесь в комментариях!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна! Спасибо за разъяснения. Будем работать по образцу. С уважением Тюпа Мария.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна! Огромное спасибо за пост! У Даниила этот математический диктант вызвал затруднение.Теперь будем работать над этим.

    ОтветитьУдалить
  7. Распечатали ваши задания, Эльвира Ульфатовна и стали решать по таким же правилам, как и у вас в классе. Было немного ошибок, но в основном все нормально. Осталось научиться слушать и запоминать задания и цифры в нем, с первого раза.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Попробовали вчера с Ксюшей "пройтись" по заданиям математического диктанта - конечно, есть ошибки, но мы уже работаем над ними. Такого плана задания мы выполняли дома и раньше (в 1 классе), но не устно, а письменно. На слух, конечно же, сложнее, но я уверена, что регулярные тренировки принесут положительные результаты:)
    Татьяна Карякина

    ОтветитьУдалить
  9. Ваш материал полезен и учителям, и родителям, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
  10. Макарова Оксана23 ноября 2016 г. в 10:17

    А если есть дети визуалисты? Или всех под одну гребенку? Нельзя ли, чтобы у ребят перед глазами был ещё и текст диктанта или хотя бы числа были выписаны на доске?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Оксана!
      Вряд ли Вы родительница в моем классе, поэтому я не совсем поняла Ваше возмущение.
      Если Вы - мама, то следует адресовать такой вопрос своей учительнице.
      Если Вы учитель, и Вы знаете, что в Вашем классе большинство - визуалы, то используйте диктант с демонстрацией.
      В моем классе не получилось (дети стали работать куда медленнее), если Вы хотели спросить об этом. Я же не зря обозначила в заголовке "в моем классе".
      Спасибо, что проявили внимание к блогу нашего класса...

      Удалить
  11. Можно пользоваться черновиком на таком диктанте?

    ОтветитьУдалить
  12. Отличный материал! Мой ребёнок на слух очень плохо воспринимает,диктанты все даются тяжело, но польза от них огромная , прогресс отличный, начинали с 2 сейчас 4, работаем дальше -)) Блог Ваш очень по душе, я мама второклашки и будущий учитель! )

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png