суббота, 17 января 2015 г.

Школа без компьютера. Возможно?

Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, уважаемые родители Буквоежек и гости блога!

Столько всего интересного узнают наши дети на уроках, получая необычные домашние задания.
Изучают новые методы работы на компьютере, участвуя в сетевых проектах от «Началки».
Как «орешки щелкают» новые тренажеры для закрепления пройденного материала. Каждый раз мы восхищаемся новым полученным опытом и вместе с детьми радуемся достигнутым результатам.
Но не так давно, прочитав одну статью о том, что дети Кремниевой Долины учатся без планшетов и ноутбуков, я задумалась…а возможно ли все это без компьютера? Не перегибаем ли мы палку, погружая детей в мир новых технологий?

Решила поделиться информацией, интересно узнать и ваше мнение.
Есть такие школы, где система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе. Такие школы называются Вальдорфские. Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. В таких школах все очень просто и старомодно — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяют за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения — синхронизировать тело и мозг.

В 5 классе дети вяжут на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.
Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.
Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».
Вот такое любопытное противостояние. С одной стороны, соглашусь, что новые технологии помогают нам оперативно решать многие задачи, а, с другой стороны, иногда грустно становится от того, что в гонке за современностью в тени остаются простые и интересные занятия.
Будут ли наши дети знать, как писать письма друг другу или смс-сообщения победят? Морской бой, крестики-нолики, виселица и прочие милые развлечения на переменах уже перекочевали в Интернет и телефон. Часы, проведенные всем классом в библиотеке в поисках материала для рефератов, вряд ли войдут в школьный график наших детей.

А что вы думаете по этому поводу? Есть ли компромисс между современными гаджетами и простыми методами обучения и развития?

19 комментариев:

  1. Добрый вечер! Так получилось, что читать эту статью мы начали вместе с Настей. И вдруг по ходу чтения Настя берет и говорит: " Как же интересно учиться в таких школах! А как это вязать на спицах? Хочу научиться". Надо ли родителям ломать голову над проблемой раннего внедрения IT в детскую жизнь их ненаглядных чад? Думаю ребенок сам даст ответ. А я как мама полностью разделяю мнение тех, кто не торопится с внедрением компьютера в жизнь ребенка. Считаю, что интеллект ребенка нужно развивать шахматами, игрой на музыкальных инструментах, рукоделием и.т.д.
    Скорость освоения компьютера конечно же зависит от возраста ребенка. На мой взгляд это сравни тому, что начать ребенка учить читать в 1 год или в 4 . Сами понимаете , что во втором случае времени будет затрачено меньше.
    А компромисс думаю найти можно всегда, если родителям подходить к этому вопросу с умом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Помню, как сама училась вязать в Настином возрасте, по книге "Вяжем кукле". Рукодельничать девочке надо, это развивает терпение, усидчивость, привычку доводить до конца, а также творческое мышление. Раньше, когда уроков технологии было 2 раза в неделю, мы с детьми учились вязать. Да-да, и мальчики тоже!:)
      Дети сейчас знакомятся с компьютером задолго до школы, к сожалению, и только в начальной школе (и то не всегда) начинают понимать, что это не просто игрушка для развлечения. Новый Стандарт предполагает его использование в обучении, и мы не можем спорить с законом. Но... в наших силах найти компромисс.
      Спасибо Вам за Ваше мнение!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Кулагина! Мне очень понравился Ваш пост! В наше время и одно и другое имеет право на существование. Вот только что вырастет в итоге? Это надо продумать. Ребенок с детства ЛИШЕННЫЙ возможности пользоваться компьютером не обязательно, вступив в определенный возраст освоит компьютерную грамотность. Ему, воспитанному на "натуральных знаниях" будет трудно перестроиться. Вспомните. сколько существует анекдотов, по поводу "возрастных пользователей", которые прежде чем перелистнуть страничку на экране слюнят палец?
    Может получиться нечто подобное и с будущим.
    А может быть и такой итог, что человек просто взбунтуется против того, чему его учили в детстве и в корне изменит свой образ жизни. Например, как случается с внезапно разбогатевшими людьми, которые НЕ знают, как вести себя, будучи богатыми.
    Я считаю, что обучение должно быть комплексным. Всего понемногу. Вроде как есть обязательная программа, а есть и дополнительная, за которую можно получить дополнительные баллы (оценки).
    К примеру, задали написать реферат - сделай, а дополнительно можно подготовить презентацию или выполнить какую-нибудь поделку своими руками, ну, как говорится, "к чему душа легла".
    Так один и тот же человек может к одной работе сделать что-то интерактивное, а к другой - "кружок умелые руки".
    Здесь главное то, как учитель отнесется к самостоятельному выбору ученика в видении той или иной работы. По-моему это и есть современное образование. Образование, которое учит думать, искать, размышлять, сопоставлять, изобретать вечный двигатель!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня!
      Интересные примеры ты привел, к чему может привести перегиб... Правдивы ли они, не знаю, но заставят задуматься, особенно второй.
      Возможно ли обучение без компьютеров? Возможно! Еще 7 лет назад я так и работала. Сказать, что было плохо - нет. Дети учились хуже - нет. Да и сейчас многие учителя так и работают, как 10 лет назад, и достигают прекрасных результатов.
      В Вальдорфскую школу, где обучение стоит примерно 17500$ в год, приходят работать только самые лучшие учителя, прошедшие серьезную подготовку и строгий отбор.
      Как лучше учатся дети - с компьютером или без - говорить трудно, потому что такая школа - частная, и стандартные тесты не проводит. Судят по субъективному мнению, одно из которых "вовлеченность в учебный процесс". А это все-таки зависит от учителя. Например, посмотри, как Юлия Понятовская, учитель начальных классов из Липецкой области, проходит со своими детьми тему "Состав чисел"
      [im#]https://lh3.googleusercontent.com/-AjoT5T09yWg/VLeKR_YrgiI/AAAAAAAACkA/ZZ_fLlmQrcc/s515-no/15.01.15%2B-%2B1[/im]

      Удалить
  3. А я не против, чтобы мой ребенок получал знания с помощью компьютерных технологий. Другой вопрос для чего он использует компьютер: для учебы или для игры?... И тем более, что учатся наши дети, все таки, по учебникам и пишут обычными ручками и в обычных тетрадях, они имеют возможность читать настоящие "живые" книги, которые можно взять в библиотеке, развивают свои творческие способности на уроках технологии и ИЗО, учатся играть в игры с мячом и прыгать на скакалке на уроках физкультуры.
    А давайте еще вспомним о том, какую замечательную возможность мы имели, участвуя в интернет проектах, попробовать свои силы и проявить свой талант в создании кукол и новогодних игрушек (ни на компьютере, а своими руками!!!!!), а также самостоятельно придумать сказку и проиллюстрировать ее, создать декорации для спектакля и попробовать себя в роли настоящих актеров... Еще раз замечу во всем этом мы поучаствовали благодаря компьютеру и интернету. Ведь одно другому не мешает. Не правда ли?
    А к тому же, не смотря, на множество новейших технологий, которые манят наших детей, ни что не мешает нам - родителям водить детей в музеи, театры, учить детей пользоваться услугами библиотеки, девочек учить рукоделию, а мальчиков научить держать в руках отвертку и молоток. Было бы желание...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Наши интернет-проекты - это отдельная ода таланту и возможностям наших детей. Разве бы мы знали о таком без Интернета? Одно другому точно не мешает, главное - правильно распределять силы. Мы не можем лишить детей возможности использовать достижения современного мира, мы ведь не сотрудники Google :)
      "Неопережение" - хорошо, но наше образование нацелено на "зону ближайшего развития ребенка", поэтому мы будем выбирать путь, который позволит нашим детям сотрудничать, общаться, творить, используя современные технологии тогда, когда это будет необходимо, но не больше. Спасибо Вам за Ваше мнение!

      Удалить
  4. На мой взгляд, нужно постараться найти золотую середину. Совсем запретить и убрать все гаджики в доме и в школе наверное не получится, да и смысла в этом нет. Как известно - "запретный плод ..." И тогда твой ребенок, в тайне начнет сидеть за компьютером или телефоном, да еще не известно какую информацию впитывать. А вот объяснить, что это современный и удобный способ получить новую и нужную информацию. Я очень против и стараюсь донести это до Вадика, что ни Одноклассники, ни ВКонтакте и т.п. не могут заменить настоящего и полноценного общения с друзьями и знакомыми, которое нужно любому человеку. А что касается использование компьютера в учебном процессе - например наш блог, то я считаю, что это во блага наших детей. Получение интересных заданий, освоение новых программ, составление своих слайдов и многое другое. Многие наши сверстники с большим удивлением слушают наши рассказы про программы по созданию кроссвордов, слайдов, пазлов и т.д. Ни чего подобного они в школе не делают. А наши дети знают и умеют !!! За это благодарность нашему классному руководителю - Эльвире Ульфатовне. А нам родителям, надо быть самим примером для детей - "Без компьютеров в современном мире не прожить - как не старайся, но и посвящать им большую часть времени и жизни ни как не стоит".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Петровна! Согласна с Вами про золотую середину. Наши Буквоежки многое умеют из того, что незнакомо их сверстникам, это правда, но при этом мы ведь не можем сказать, что от этого мы умнее. Исследование о том, что компьютер повышает успеваемость, не проводилось. Но нам интересно, а это - главное.

      Удалить
  5. Добрый день, Елена! Спасибо за интересный пост! Мне очень понравилась статья и картинки к ней! Очень умилила фотография с общей корзинкой и клубками!!!!!!! Наверняка такие занятия очень объединяют детей и воспитывают в них такие качества, как усидчивость, доброта, отзывчивость! Соглашусь, с предыдущими комментариями, относительно золотой середины, ведь полностью отказаться от компьютеров в наше время наверняка не получится((((. А вот разнообразить детскую жизнь играми из "нашего детства" было бы совсем не плохо!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день. Лена спасибо за интересный пост. Я считаю что интернет нужен нам и нашим детям. Для выполнения домашних заданий и в поиске информации , а для игр нет. В наше время дети не умеют общаться и разговаривать со своими сверстниками... не говоря уже о "золотой молодёжи" они пишут смс,общаются в Контактах и Одноклассниках....и.т.д. А раньше как приятно было когда к тебе подходили знакомится или приходили одноклассники в гости и делали вместе дом. задание у тебя дома! Лиза недавно захотела научиться шить, так мы купили всё необходимое и она на Новый год научилась вышивать на пяльцах. Радости не было придела. А так это решение каждого родителя как воспитывать своё чадо и покупать или нет новые гаджиты...

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый вечер Елена, с большим интересом прочитал ваш пост. На самом деле часто задумываюсь, глядя как сын сидит за компьютером. Здесь действительно очень важно соблюдать баланс, а для этого самое лучшее загружать ребенка различными занятиями, спорт, доп.занятия, прогулки. Тогда останется меньше времени на компьютер.Если посмотреть, то наши родители вообще негативно относятся к компьютерам, мы уже меньшей степени, а наши дети, когда будут растить своих детей, думаю будут воспринимать это как большую необходимость. Мне например интересно наблюдать за сыном, который строит города и думает как лучше развить его, куда вкладывать средства, есть очень хорошие логические игры, где нужно думать на несколько ходов вперед. С другой стороны он с удовольствием просто играет в шахматы. В общем важен баланс и конечно родительский контроль. Еще раз Вам спасибо за эту тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Владимир, и вам за ваше мнение! Вы правы, в мире новых возможностей с родительской заинтересованностью к развитию ребенка в комплекте с должным контролем всегда можно найти баланс.

      Удалить
  8. Добрый вечер, уважаемые родители.
    Спасибо, что неравнодушно отнеслись к теме поста и рассказали о вашем мнении. Интересно было почитать видение с разных сторон. И самое приятное - наше мнение едино в том, что компромисс между новыми технологиями и традиционными или даже забытыми методами развития - нужен! А его достижение в наших с вами руках.
    Оля, мне очень понравился твой пример , что обучить чтению можно и годовалого ребенка и 4х летнего, но своевременность даст более оперативный результат. Правда, учитывая быстрое развитие новых технологий и сообразительность наших детей, сложно сказать какой возраст сейчас наиболее подходит к началу изучения компьютерной грамотности.=)
    Согласна с идеей Ивана, что новые технологии позволяют сделать больше, чем заданный минимум в образовании. Поэтому поощрение учителя в этом направлении, или даже инициатива - могут быть очень ценны.
    Катя, Лена, полностью поддерживаю, что нам ничего не мешает вводить в жизнь детей традиционные - театр, музей, библиотеки, рукоделие, игры нашего детства...Как здорово сегодня Саша с Денисом сходили в музей им. Коваленко и интересно провели время в краевой библиотеке братьев Игнатовых! А ведь и там технологии помогают получению новых знаний - интерактивные пазлы, из которых можно собрать известные картины, интерактивный стол с обучающими играми в отделе медиатеки и т.д.
    Но есть новые сервисы, от которых мы можем сейчас смело отказаться. И тут соглашусь с Оксаной и Женей, что соц. сети никогда не заменят нашим детям живого общения с друзьями. Они актуальны лишь тогда, когда наши дети, будучи взрослыми, возможно, разъедутся по разным городам и это будет удобным способом поддерживать отношения долгие годы.
    Очень рада, что в целом наше мнение совпадает и это помогает нам вместе с нашим учителем - Эльвирой Ульфатовной - развивать наших деток, учитывая современные подходы.

    ОтветитьУдалить
  9. Добрый вечер, Елена. Сейчас школу невозможно представить без современных технологий. Многие учителя теперь не представляют себе урока без компьютера и мультимедийной установки. Наличие презентации стало обязательным требованием для проведения занятия, а владение этими технологиями - залогом успешной аттестации педагога. К сожалению, на уроках зачастую исчезает живое общение учителя и ученика, вместо него - бездушный монитор. И в связи с этим у меня возникает множество вопросов. Кто привьет детям любовь к окружающему миру? Кто научит состраданию и милосердию? Кто поможет ребятам понять себя и других людей? Кто покажет, как прекрасно обычное, вживую, глядя в глаза друг другу, общение? Таких вопросов можно задать тысячи. Но ответ один - человек, простое человеческое слово, взгляд, улыбка...
    Вот чему нужно учить в школе в первую очередь, мне кажется.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, уважаемые родители и гости блога! Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Компьютер в жизни школьника - тема злободневная.
    Новый образовательный Стандарт предполагает, что ученики начальной школы должны получить начальные сведения о ИКТ:
    существенно увеличивается количество источников получения информации (кроме учителя и учебников, еще и Интернет, энциклопедии, библиотеки, общение и т.д.;
    умение работать с компьютером, цифровой фото- и видеокамерой;
    умение создавать презентации, фото- и видеоотчеты;
    обработка информации, полученной из Интернет-ресурсов;
    умение работать в личном информационном пространстве, на сайте класса и школы, общение с одноклассниками и учителем в образовательных Интернет-сетях...
    Компьютер есть в каждом классе в нашей школе, но всегда ли он нужен и всегда ли грамотно используется, это вопрос...
    Алан Игл, чья дочь учится в начальной Вальдорфской школе, говорит: «Идея о том, что iPad сможет лучше научить моих детей писать или считать, просто смешна». Абсолютно с ним согласна.

    Что дает нашим детям ИКТ в нашем классе? Мне кажется, расширяет горизонты. Давайте представим хотя бы уроки внеклассного чтения, для подготовки к которым мы используем различные сервисы и программы. Кроссворд, например. Чтобы его создать, надо ПРОЧИТАТЬ книгу, СОСТАВИТЬ вопросы (а этому умению мы учились в классе без компьютера, конечно), и только потом СОЗДАТЬ кроссворд, сгенерировать его за несколько минут, ведь программа делает самую трудную часть работы при составлении - распределяет слова. Но дальше... Дальше опять же с помощью личного интернет-пространства мы можем посмотреть работу одноклассника, оценить ее, написать комментарий, поблагодарить. Вот оно - общение в Сети.
    Но... когда дети приходят в класс, они обмениваются впечатлениями (слышу это постоянно), опять же комментируют работы друг друга. А организация совместной работы по окружающему миру - создание коллективной презентации о зимующих животных позволило просмотреть работу не только мне, учителю, но и самим ребятам, помогло им понять, что такое критерии оценивания, как их надо соблюдать.
    Сторонники оснащения школ компьютерами утверждают, что они помогают удерживать внимание ученика, делают обучение легче, а родители вальдорфских учеников утверждают, что удержать внимание ребенка может только настоящий учитель с интересным планом урока.
    Заметили разницу?
    Всегда на первом месте будет учитель. Компьютер - только средство, и если учитель думает, зачем, к чему, почему в данный момент я использую его на уроке или организую с его помощью домашнее задание, тогда вопрос - вред или польза - не будет стоять так остро.
    Не раз, к сожалению, обсуждала с коллегами уроки, где "пригруженность" детей слайдами компьютерной презентации просто зашкаливала, не раз слышала жалобы, что детям "приелось"... Дети не любят скучные уроки, а они могут быть как с ИКТ, так и с мелом и тряпкой. И мы опять приходим к учителю, его личности и его умению учить детей учиться.

    Мне кажется, бОльшая проблема - это доступность компьютера дома, социальные сети, в которые "заходишь на минуточку"... Как можно позже надо знакомить детей с такими сайтами, занимая их время чтением, играми, спортом, приглашая в гости друзей, уча общаться вживую...

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте! Очень интересная тема,у меня две дочки 8 и 13 лет учатся в гимназии.Компьютер иногда бывает очень полезен для школьников, я столкнулась с проблемой в обучении младшей дочки,а именно заучивание наизусть,я заметила что просмотренную передачу или мультфильм она без труда перескажет, а то что рассказывает учитель она плохо запоминает.Получается она лучше воспринимает информацию когда видит картинку.Для того чтобы помочь ей я подобрала несколько сайтов где есть игры-тренажеры :на счет,таблица умножения,решение задач,английский алфавит...и она намного быстрее и лучше усвоила этот материал.На мой взгляд многие предметы (химия,физика.история тоже) были-бы намного интересней наглядно,ведь сейчас в школах не проводят никаких опытов ...,а посмотрев хороший видео-материал ребятам было-бы намного понятней.
    Английский язык .В этом году начали ходить на доп.занятия по англ.яз.,где учитель применяет смешанную форму обучения: картинки,аудио,видео.игры.Дочка с большим удовольствием ходит на занятия.она за пол года выучила намного больше чем. чем за два года обучения просто по учебнику.
    На мой взгляд от новых технологий уже никуда не деться,но нужно научить детей пользоваться ими так чтоб они приносили пользу,а не вред.
    Многие взрослые после работы и сами не прочь посидеть за компьютером и поиграть в игры,а это тот пример который видят наши дети .
    Спасибо за тему,очень интересно было прочитать комментарии,столько разных мнений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана! К сожалению, не нашла Вашего отчества... Учитывание различных каналов восприятия детей - аудиалы, визуалы, кинестетики - это показатель того, что материал будет усвоен. Поэтому возможность увидеть, которую предоставляет компьютер на уроке (видеоролик, например) - его главный плюс. А игра, особенно друг с другом, где задействуется чувственное восприятие - для ребят младших классов в изучении особенно другого языка - вообще приоритет.
      Спасибо Вам за Ваше мнение!

      Удалить
  12. Добрый день! Лена, очень интересная тема затронута в твоей публикации. Здесь я полностью согласна с мнением Ольги, Вани, Оксаны и Эльвиры Ульфатовны - главное предоставить детям как можно больше информации и материала, а ребёнок сам выберет то, к чему у него душа и руки тянутся. Например, у нас так было с Вальдорфскими занятиями. Их проводила у нас в Мезмае специалист с двумя московскими дипломами и опытом обучения и преподавания этой методики 5 и 7 лет в Швейцарии. Занятия проводились на свежем воздухе, в живописном месте, дети занимались только с натуральными природными материалами, туда были включены элементы "Эвритмии", родители участвующие этом действе - были в полном восторге! А вот моему ребенку хватило одного раза. На следующее занятие он наотрез отказался идти. На мой вопрос - "почему?" - последовало вполне обстоятельное объяснение, "- там происходит всё очень медленно и плавно, а надо успеть ещё столько много сделать!!!" И это правда - Вальдорфские методики - это не только обучение - это образ жизни и он не всем детям подходит. А после объяснения преподавателем, что эта школа изначально создавалась для обучения деток, немного отстающих в развитии, мне стало ясно, что мой ребенок сделал свой выбор, и я должна этот выбор уважать. Но зато Мирослав с удовольствием общается с учениками и выпускниками школы академика М.П. Щетинина и хочет посмотреть как проходят занятия у ребят в этой школе в поселке Текос. Я думаю, мы предоставим ему такую возможность. Ведь главное - это дать ребенку выбор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мира, спасибо! Еще одна интересная точка зрения. Тем более, что она основана на уже полученном опыте на Вальдорфских занятиях. Очень правильна твоя идея - все индивидуально и выбор ребенка+ его способности важно учитывать. Интересно, чем именно заинтересуют Мирослава занятия по методике Щетинина ? Среди наших знакомых тоже есть выпускники этой школы, и у меня очень позитивные впечатления от общения с ними. По-моему, там можно присоединяться к занятиям и на короткий период в летнее время. Но это уже тема для отдельного поста =)
      Спасибо!

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png