четверг, 19 февраля 2015 г.

Читать не вредно, или Визуализируем сказку

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы учились тому, как можно визуализировать информацию.
Создавали ментальную карту. Для чего мы это делали? Чтобы лучше понять сюжет сказочной повести "Волшебник Изумрудного города".
Героев очень много, и иногда бывает сложно разобраться, кто с кем связан или в какой последовательности происходят события.

Домашнее задание было составить фоторобот о герое (каждому попался свой герой, поломала я голову, пока нашла их 25 :)) и нарисовать рисунок. Три человека вытянули пустые бумажки, значит, именно они будут теми, кто будет создавать карту в интернете.

Итак, мы получили 23 героя (два человека болеют), вспомнили их и решили разобраться, кто кому кем приходится. Для этого и понадобилась ментальная карта.

Что это такое?

Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними, способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же "карты запоминания", они же "концептуальные карты", они же "ментальные карты", они же "карты ума".... их же в технологии ТРКМЧП иногда называют кластерами). Термин "интеллектуальная карта" предложен Тони Бьюзеном.

Системное мышление требует современных средств - объектов, с помощью которых можно думать и действовать более эффективно. Приемы визуализации помогают:
поддерживать познавательную активность;
увидеть ранее скрытый смысл;
изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;
запомнить информацию;
увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.
Ээльма Юрий Владимирович,
 методист Санкт-Петербургского регионального 
центра оценки качества образования и
 информационных технологий.

Как мы начинали?

Сначала на интерактивной доске, потом ручками и карандашами на листе бумаги... Группы по 4-5 человек принялись за работу. Оказалось, это не просто, но тем интереснее было слушать обсуждение. 
По ходу дела приходилось листать книжку, вспоминать героев и то, когда и почему они взаимодействовали.







Что у нас получилось?








У всех по разному, ведь сказку дочитали до конца еще не все...
А вот что дало ребятам знакомство с ментальными картами, так это:
вспомнили сюжет, вспомнили всех героев, разобрались в их взаимоотношениях и представили книгу более целостно (примерно так звучали ответы детей в конце урока).

А теперь Артемий, Даниил В., Святослав, Лиза и Влад создают ментальную карту по сказке "Волшебник Изумрудного города", пользуясь сервисом Spiderscribe.net
В ее основе - подготовленные рисунки детей и характеристики героев в виде фоторобота.

Ну что ж... Знакомство со сказочной повестью Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города" подходит к концу. Как обычно, ребята, в последнюю неделю жду от вас отзывов - письменных или видео.
Напоминаю критерии:
1. Автор, название (это сказочная повесть по жанру!)
2. Сюжет
3. Что понравилось, почему?
4. Видеоотзыв - выразительность, письменный отзыв - аккуратность и грамотность (пожалуйста, напишите его на одном листе, так удобнее фотографировать)


22 комментария:

  1. Артемий уже закончил свою часть карты. Молодец, Артемий! Вам выпала немалая работа - собрать карту воедино. Вижу, что уже большая часть сделана! Надеюсь, ребята найдут на общей карте своих героев?:)

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята! Все ребята большие молодцы очень красивые рисунки и интересные фотороботы (особенно очень понравились фотороботы Лёвы и Ромы-молодцы). Так было весело,а главное интересно работать в ментальной карте. Мне повезло что попалась такая возможность. Хотя коллективная работа это задание не из лёгких, особенно в начале когда происходило что-то не понятное, когда ты пробуешь делать задание, а кто то это удаляет, видимо все хотели быть первыми))) Но не смотря на все трудности всё получилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Артемий! Совместная работа предполагает уважение к чужому труду, и я рада, что вы смогли учесть пожелания друг друга!

      Удалить
  3. Отличная идея, Эльвира Ульфатовна! И ведь не только для младших школьников она подходит! Нужно будет и у себя на уроке что-то подобное опробовать! Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Конечно, приемы визуализации, особенно такой, как ментальная карта, обязательно помогут старшеклассникам! Я помню, как учила сына типам связи в словосочетаниях с помощью схемы. Удобно! Сразу понял, что это легко и просто :)

      Удалить
  4. Отличная идея! Надо попробовать. Кластеры создавать пробовали, но больше понятийные. А вот чтобы героев систематизировать - раньше делала сама. Теперь детям предложу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Когда начинали, боялись масштабности работы :) Но, оказалось, сообща любое дело по плечу. И самое главное, ребята сказали, что благодаря такой систематизации сюжет перед некоторыми предстал более полно и целостно. А все потому что сами...

      Удалить
  5. Очень интересная задумка, Эльвира Ульфатовна. С нетерпением ждем, что у вас с ребятами получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Петровна! Здравствуйте, ребята! А ведь получилось просто ОТЛИЧНО! Я уже несколько раз открываю и не могу не налюбоваться результатом вашего труда. Какие же вы молодцы, Буквоежки! Такую яркую, понятную карту создали!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Класс! Серьезная работа! Я сама люблю ментальные карты, но не подумала бы, что их можно применить во втором классе для уроков литературного чтения! Беру на вооружение! 

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Это всё Началка.ком мне подсказывает!:) Замечательный сайт и удивительные профессионалы своего дела там! Обязательно станьте постоянным участником, не пожалеете!

      Удалить
  7. Эльвира Ульфатовна! Замечательно реализованная идея с картами. А меня заинтересовали фотороботы. Я не поняла, нужно было словесный составить или нарисовать? Напишите, пожалуйста, подробнее об этом. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Фоторобот - это словесный портрет героя, написанный на основе текста книги. Например, вот так мы писали фотороботы о героях книги "Путешествие Голубой стрелы" http://bukvo4egka.blogspot.ru/2015/01/blog-post_30.html
      Было очень интересно, хотя и трудно, ведь для того, чтобы фоторобот был удачным, надо было соблюдать определенные критерии. О них можно прочитать здесь http://bukvo4egka.blogspot.ru/2015/01/blog-post_25.html
      В этот раз мы использовали и фоторобот - словесное описание, и портрет - рисунок, ведь создавалась карта.
      Надеюсь, что рассказала понятно :)
      Спасибо Вам за интерес к нашему участию в проекте!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилось работать с картой. Сначала было весело, потому что мы, с мамой, не знали, что в одно время работаем с другими ребятами, вот и не понимали почему картинки появляются сами, а наши рисунки двигаются в разные стороны )). А потом было интересно вставлять рисунки, угадывать в них героев и проводить стрелочки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Даня! Очень рада, что тебе понравилось! Действительно, трудно понять сначала, не попробовав, что значит - совместная работа :) И хотя я объясняла вам, техническим редакторам, что работать вы будете ВМЕСТЕ, удивление и недоумение сначала было у всех :) Отличная работа, Даниил! Молодец!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Как всегда, подготовка к уроку и сам урок были увлекательными и интересными. Но и в то же время это было совсем не простое задание. Ведь, если не прочитал произведение, или плохо знаешь текст, то никогда не сможешь связать между собой героев...
    Если мне не изменяет память, то опыт работы с ментальной картой уже был у наших детей и надеемся, что еще не раз будет возможность поучаствовать в такой работе.
    Мы с Денисом уже нашли своих героев:) Спасибо за интересное задание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Вы правы, без знания текста ментальную карту по героям сказки не составишь. На уроке хорошо было видно тех детей, кто еще плохо знает произведение.
      А о том, что так мы уже работали в 1-ом классе, дети-участники сразу вспомнили :) И, конечно, это только начало!

      Удалить
  10. Добрый вечер Эльвира Ульфатовна!!!Я создала три игры и исправила Англ.яз http://LearningApps.org/watch?v=pi9szp6jn01... 1 игра http://LearningApps.org/watch?v=pknigqiw501.. 2 игра http://LearningApps.org/watch?v=p595ps5e201 3 игра http://LearningApps.org/watch?v=pfmsmy24t01!!!!!Лиза

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лиза! Английский перенесла на страницу "Английский язык", остальные игры - в классную комнату. Ты молодец, но все-таки - не спеши, иногда ты делаешь ошибки, которые недопустимы с твоим уровнем знаний :(
      Помнишь пословицы: "Семь раз измерь, один раз отрежь", а еще "Поспешишь - людей насмешишь". Не забывай ПРОВЕРЯТЬ орфографию, спокойно и не спеша!

      Удалить
  11. Ребята, знаю, что многие из вас уже готовят отзывы, поэтому напоминаю - после выполнения не забудьте поставить отметку "готов" в таблице с самооценкой. Критерии, как обычно, в этом посте.

    ОтветитьУдалить
  12. Замечательная карта получилась. Вадику очень понравилась. Вот только, чтобы ее увидеть целиком, надо уменьшать масштаб, а тогда не очень видно картинки и текст, а если увеличить масштаб, тогда видно только часть карты. Может мы что-то неправильно делаем?

    ОтветитьУдалить
  13. Здорово получилось. Какую огромную работу проделали все ребята. И очень радует, что все до одного очень ответственно подошли к заданию: нарисовали отличные рисунки, составили точные фотороботы героев, но и, конечно, технические редакторы проделали работу огромного масштаба, чтобы собрать это все воедино. МОЛОДЦЫ!!!

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png