пятница, 29 ноября 2013 г.

Читательская конференция_5

Прошло еще две недели, и в нашем классе прошла очередная Читательская конференция.
Какой я сделала вывод после предыдущей (есть у меня привычка думать, что бы я изменила в произошедшем событии)? Надо не просто отчитываться о прочитанном, а создать условия для того, чтобы дети хотели слушать друг друга. Это трудно... Какие приемы используя я?

Во-первых, каждое выступление детей обязательно комментирую: "А в детстве это была моя любимая книжка! Я даже помню, какие у нее были картинки!" или "А это я не читала, интересно будет послушать!" и т. д. К счастью, сейчас я еще знакома со всеми книгами, которые презентуют дети. В первом классе, да и во всей начальной школе дети еще в том возрасте, когда авторитет учителя для них очень высок, вот и пользуюсь моментом.

А еще - ребята с помощью условных значков во время выступления своих товарищей отмечают, о чем или о ком книга, рассказ это или сказка (мы еще не знакомы с жанрами, но уже делаем шаги к этому), и как понравилась им эта книга.
Здесь почти всегда все смайлики улыбаются, и я по ним определяю больше их симпатии друг к другу, чем к отзыву. Что поделаешь, психологическая особенность детей этого возраста...
 Отзывы не получаются равнозначными, уже выделяются ребята, которые очень неплохо пересказывают, и во время их рассказов в классе стоит тишина. Мы все учимся... Люблю, когда дети шепчут: "А я это читал!" и даже помогают друг другу.

 И обязательно -  не просто отчет о прочитанном, а выбор той книги, которую захотелось прочитать после конференции.  Для этого в конце мы выбираем самую понравившуюся книгу. Это самый важный этап, без него эффект совсем не тот! Сегодня, выбирая самый понравившийся отзыв, ребята указали большинство книг, но больше всего им понравилась русская народная сказка "Каша из топора" и "Машинка для приготовления уроков" Джанни Родари.

Ну и как обычно, короткий пресс-релиз о прошедшей конференции.  Ребят - участников было 18 из 25, и слушали и делились впечатлениями мои малыши просто отлично! В этот раз я решила сделать не фотографии детей, а фотографии обложек прочитанных книг.

Ульяна прочитала сказка о храбрости и смелости.

Лиза -  о том, что "у страха глаза велики".

Маша - сказку о правде...

Настя - рассказ о том, что не обязательно быть внешне красивым, чтобы быть полезным.
 Добавлю только, что пересказ в исполнении Насти был на высоте - кратко, ёмко, образно.

Рома - сказку о том, что хитрость может победить глупость. 
Еще один отличный и уверенный пересказ Ромы.

Фарид - о том, что совместное дело очень полезно для семьи.

Мирослав - сказку о том, что одна буква может изменить целый мир, перевернуть его с ног на голову.

Лёва - сказку братьев Гримм.

Даниил В. - рассказ о том, что давать надо так, чтобы хотелось взять, и что жадным быть плохо.

Вадим - рассказ о том, что у каждого есть такой друг детства, рядом с которым вспоминаешь все светлые и добрые моменты. Отличный отзыв получился у Вадима. Мне жаль, что я не успеваю записывать дословно.

Денис - сказку о том, что самого страшного врага можно победить улыбкой и дружелюбием.

Артемий - сказку о двух неразлучных друзьях - котенке и медвежонке.
Даша - сказку о том, что бывает такая машинка для приготовления уроков. Моих детей так заинтересовал этот отзыв, что я поискала в интернете и нашла вот такую страничку с этой сказкой. Она оказалось коротенькой, и Даша рассказала ее просто прекрасно, акцентируя внимание на смешных моментах. Очень советую прочитать!


Матвей - сказку о том, как волк воспитал теленка и стал ему мамой, а точнее - папой.
Ксюша - сказку о том, что нельзя быть жадным.

Влад - о Незнайке и коротышках.

Даниил С. - о ёлке, Снеговике и верном щенке, который помог Снеговику доставить во время елку ребятам.

Саша - о том, как Незнайка сочинял стихи. Саша их читал наизусть, и мои малыши очень веселились, слушая забавные строчки.

Вот такая получилась конференция. 
Хотелось бы спросить родителей, как они подходят к выбору книг для отзыва? Иногда я не вижу в таблице успеха той книги, о которой рассказывает ребенок.

Сейчас наступил период привыкания. "Читательская конференция" стала делом обычным, а как часто мы, взрослые, начиная с энтузиазмом новое дело, забрасываем его на полпути... Не происходит ли это у вас? Как реагирует ребенок на необходимость читать ежедневно? Здесь, перед уроком, на уже ставших традиционными пятиминутках чтения, я вижу, как некоторые ребята рассматривают картинки и читают, только если я стою рядом и слушаю. Это значит, что ребенок только в начале пути... Вижу иногда и книги не по возрасту... Знаю, что многие дети в нашем классе читают очень бегло, на уровне конца 2-3 класса, но мышление тоже должно подрасти.
 И еще вопрос: читаете ли вы сами, родители? Последний вопрос - риторический, не надо на него отвечать... Давайте вместе подумаем, как не погасить (или зажечь, если она еще не горит) у детей ту искорку интереса, которая заставит их взять в руки книгу.   

23 комментария:

  1. Эльвира Ульфатовна, восхищаюсь той работой, которую Вы ведёте в классе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария! Спасибо! Мы работаем в тесной связке - я и родители. Только так, совместными усилиями, можно воспитать у ребенка и любознательность, и любовь к чтению, и позитивное отношение к жизни.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за то, что делитесь с нами о том, как проходят читательские конференции. Сейчас мы с Денисом выбираем для выступления, пока, те произведения, которые Денису уже знакомы, которые я ему читала в более раннем возрасте. Конечно, сейчас Денис их перечитывает сам. Подготовка к конференции у нас занимает 2-3 дня. Когда мы пришли в первый класс чтение было не самым любимым занятием Дениса, но сейчас все изменилось. Читает каждый день, но только, пока еще, считает количество страниц, которые ему предстоит прочитать. С нетерпением ждет конференций и викторин, интересуется произведения какого автора нам предстоит читать для подготовки. Ежедневное чтение дает свои результаты и мне они заметны: чтение стало более беглым; понимает, то о чем читает; пересказывает текст (иногда возникают трудности, но я помогаю ему наводящими вопросами). Будем трудиться дальше ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Есть родители, которые не практикуют чтение уже знакомых книг ребенком, мотивируя это тем, что текст и так хорошо знаком. Но чтение - это понимание письменной речи, т. е. одна из основных и главнейших сторон развития речи. Читая знакомый текст, ребенок хорошо понимает его, значит, читает выразительно, и потом сумеет правильно и красиво о нем рассказать. Поэтому читать уже знакомые тексты - это верный путь к осознанному чтению, к чему мы так стремимся

      Удалить
  3. Эльвира Ульфатовна, мне очень нравится, как кропотливо и вдумчиво вы работаете с первоклашками. Желаю Вам и вашим ученикам успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Александровна! В 1 класс сейчас приходят читающие дети. И наравне с нечитающими им приходится учить буквы... А обучение не должно быть легким. Интересным, понятным, доступным, но не легким. И проект "Читать не вредно..." помог мне включить в полную (я надеюсь) силу тех детей, которые хотят учиться. Ведь многие родители и так читали бы дома с детьми что-то помимо "Азбуки", но одно дело, когда говорит мама читать, а другое - учитель (сужу по собственному ребенку). Поэтому и думаю, как и что делать. А о промежуточных результатах буду судить в конце 1-ого класса. Спасибо Вам за теплые слова!

      Удалить
  4. Спасибо, Эльвира Ульфатовна! Читать ваши развернутые отзывы о конференциях и викторинах - одно удовольствие! Очень интересно разглядывать картинки и краткое описание со слов детей! Нам с Ромой очень нравится готовится к конференциям. Это стало привычным делом, работой, которая доставляет массу приятного совместного времяпрепровождения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Самвеловна! Когда я фотографирую и слушаю детей, очень жалею, что нет возможности включить видео, ведь записать дословно нет возможности, а иной раз так хочется! В сообществе "Читать не вредно..." есть девочка Настя 8-и лет, так она с помощью мамы записывает видеоотзывы на прочитанные книги. Вот ссылка на ее блог http://nastenaonline.blogspot.ru/ . Может, и Вам с Ромой попробовать? Думаю, обычная фотокамера вполне подойдет. Попробуете?

      Удалить
  5. Эльвира Ульфатовна, спасибо большое за интересный рассказ о прошедшей конференции.
    Саша всегда с интересом рассказывает как выступали ребята и чье выступление понравилось. И меня это очень радует. Очень нужна поддержка друг друга не только в сложных ситуациях, но и важно уметь радоваться за успехи друзей.
    Интерес к чтению у нас не постоянный, к сожалению. И много зависит от заинтересованности к содержанию книги. Книгу с рассказами Виктора Драгунского Саша так и не дочитал, не впечатлился. А вот "Приключения Незнайки и его друзей" читаются легко. Помогли заранее просмотренные мультики и участие в марафоне, когда нужно было ответить на разные вопросы о коротышках-друзьях Незнайки.
    Пару дней Саша дома всем рассказывал веселые стишки, которые сочинял Незнайка. Поэтому и выбор, о чем рассказывать на предстоящей конференции, было сделать не сложно.
    Для всех ранее прошедших конференций мы также выбирали именно понравившиеся Саше произведения, которые прочли накануне.
    Одной из зон роста в подготовке к конференции остается - самостоятельность в подготовке рисунка для обложки. Пока рисуем вместе. Хотя..вместе даже интереснее =)
    Желаем всем удачных выступлений на следующих читательских конференциях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Мне всегда интересно, а что же рассказывают малыши дома о пройденной конференции? Делятся ли с родителями впечатлениями? Чтобы помочь им вспомнить, я и публикую отчет.
      Конечно, каждой книге - свое время. И предпочтения всегда у детей разные. Мой сын, наоборот, любил исключительно рассказы о детях, поэтому рассказы Драгунского шли на ура, он до сих пор вспоминает эту книгу как одну из любимых.
      Может, вам с Сашей тоже попробовать видеоотзыв?

      Удалить
    2. Эльвира Ульфатовна, спасибо за идею видеоотзыва. Вдохновившись блогом Насти Морозовой, в следующий раз обязательно попробуем в этом формате поделиться впечатлениями.

      Удалить
  6. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Как важно поддержать интерес к книгам у малышей, и такие "Читательские конференции" помогут им осознать ценность чтения и увлекут в мир литературы.
    Вы большие молодцы, ребята! Так держать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Вовлекая своих малышей в проект, я переживала, как же мы будем "отчитываться", ведь писать не умеем. Но уже вижу, что пусть не для всех, но работа такая проходит не зря. Дети рассказывают, делятся впечатлениями, выступают перед публикой, и, что немаловажно, учатся слушать друг друга. Они у меня молодцы, согласна! Спасибо!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Не могу не присоединиться ко всем словам искренней признательности Вашей работой. Научить читать - это дорогого стоит. Вы всё верно делаете: как важно именно в начальной школе зажечь искру. В 5-ом классе учитель литературы будет с огромным удовольствием работать с Вашими сегодняшними первоклассниками.
    Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо Вам за теплые слова! Как-то в Интернете прочитала слова - девиз учителей начальной школы: "На нас смотрит наше будущее - сделаем его лучше!" Так они мне в душу запали. Учебная деятельность - ведущая у детей в возрасте от 6 до 10 лет, значит, надо успеть заложить фундамент потребности и мотивов учения за этот период. Маленькими шагами иду к этому.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Уверяю Вас , что дети довольно активно делятся о всех конференциях!. В этот раз Настя восторженно рассказывала про сказку "Машинка для приготовления уроков". Я даже и не знала о существовании такой сказки. Так что и дети нам многое могут рассказать и научить. С удовольствием прочла. А по поводу Драгунского полностью согласна. Когда мы с Настей в 5 лет читали "Денискины рассказы" , она просто умирала со смеху.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Александровна! Так приятно знать, что Настя рассказывает о том, что происходит на конференции. Это прежде всего говорит о тесном контакте между вами. Если ребенок не делится своими впечатлениями (не имею в виду обиды или количество съеденного), то маме впору задуматься. Особенно меня удивило как-то, когда на мой вопрос, адресованный одному ребенку в классе: "А ты рассказала маме, как прошло твое выступление?", девочка ответила: "Она не спрашивала". Как? Но бывает и такое...
      Вам тоже стоит подумать о видеоотзыве. Настя хорошо передает содержание прочитанного, не могу это не отметить. Попробуете?

      Удалить
  9. Птицына Татьяна3 декабря 2013 г., 20:56

    Эльвира Ульфатовна.добрый вечер.Не можем выйти на таблицу.Помогите пожалуйста.Настя переживает-то болели.а теперь таблицу не можем залить краской.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Простите, что не ответила сразу, была без интернета... Проверьте, пожалуйста, при входе в таблицу, справа в углу должно отражаться Ваше имя или имя владельца аккаунта Google. У меня, например, в правом углу отражается моя фамилия, значит, я могу редактировать таблицу. Позвоните мне завтра, попробуем разобраться вместе!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Замечательная идея уже в 1 классе проводить такие читательские конференции.
    А еще мне очень понравился Ваш стиль написания сообщений. Легко, просто, интересно. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Яна Алексеевна! Временами я думаю, будет ли толк от этого? И на самом деле меня беспокоит вопрос, в том ли направлении иду? У нас в классе проводятся литературные викторины, которые нравятся детям. По-настоящему нравятся, дети ведь не умеют лгать. Времени и эмоций уходит на это немало. И так хочется потом увидеть результат... Какой? Заинтересовать их чтением, помочь понять, что литература - это вход в особый мир, волшебный, умеющий дать подсказки в нужный момент, научить новому...
      Не зря говорят, что учитель - профессия дальнего действия. Мы не видим сразу результаты своего труда. Поэтому и вопрос: "То ли я делаю? никогда не оставляет меня...

      Удалить
    2. Вечер добрый, Эльвира Ульфатовна! Мы видим результаты вашего труда здесь, в блоге!
      А я ещё люблю на уроках диктовать предложения или маленькие отрывки из произведений. Дети с огромным удовольствием тогда пишут, а у нас ещё одна возможность увлечь книгой! А вдруг побежит домой и захочет прочитать или дочитать?

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png