На переменах играем в "крокодила" |
Поэтому очень удобно использовать на уроках окружающего мира в разделе "История" ментальные карты, логические цепочки или ленты времени.
В планируемых результатах по окончанию 4 класса прописано, что дети должны уметь:
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
— понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.
На уроках окружающего мира мы с детьми часто используем таблицы, схемы, визуальные заметки, ментальные карты. Обычно это всегда совместное творчество.
Мы прошли темы от образования древнеславянских племен до Куликовской битвы. И в качестве итога дети получили задание на уроке - представить, что им надо рассказать о событиях Древней
Руси своей маме (папе, брату и т.д.). Но чтобы понять, о чем рассказывать, надо изобразить то, что они помнят в виде ментальной карты. Как угодно. Форму представления выбирают сами. Стрелочками или как угодно показывают связи или последовательность. Какие события брать? Какие помнят и о каких могут рассказать. Время на работу - 7 минут. Временной отрезок, который нужно представить - от древних славян до Куликовской битвы. Учебниками и тетрадями пользоваться нельзя.
В итоге с разной степенью успешности большая часть детей справилась с заданием.
Приведу несколько примеров:
Мирослав использовал ментальную карту, где последовательность указал цифрами на модулях.
Матвей пытался уже сделать логическую цепочку, где прослеживается порядок событий. Жаль, дат нет, кроме Крещения Руси.
Влад Г. также указал последовательность цифрами, его карта - читаемая и аккуратная. Может, если бы у него было больше времени, было бы еще лучше :)
Маша Б. попыталась изобразить свои знания в виде таблицы-схемы, немножко напутала с хронологией имен князей, но это не страшно...
Настя П. стрелочками и модулями показывала последовательность и взаимосвязь
Саша и Денис изобразили свои знания в виде полноценной логической цепочки! Браво!
Ну и Лиза - единственная, кто использовал хронологическую линейку. И хотя она зачем-то внесла два раза дату - 988 г (можно было написать одно событие под другим, если они были в одно время), получилось замечательно! Мои слова "ментальная карта" ее не сбили с толку :)
Что увидела я?
Видимо, о начале татаро-монгольского ига дети имеют смутное представление, никто его не указал на своих картах.
Большая часть детей правильно называют даты и события, но с последовательностью и хронологией надо еще работать.
Но в целом я осталась вполне удовлетворенной и знаниями детей, и их умением представлять информацию, и использованием такого методического приема, как работа с ментальной картой. За короткое время я получила информацию о том, как усвоен материал. Будем продолжать.
Подробнее о ментальных картах можно прочитать здесь
Хорошо, что уже в начальной школе ребята знакомятся с новыми формами представления информации. Графическое представление лучше помогает усваивать материал, его систематизировать и обрабатывать
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна,здравствуйте! У вас,как всегда,кладезь методических идей, в которые я с удовольствием "заныриваю".Разрешите применить? Очень подробный разбор,наглядный,доходчивый.Мне тоже импонирует такая система, та же учёба, но иной ракурс. (Касательно моих поездок с классом.Рискнула и семь работ по экскурсиям подала на Всероссийский конкурс.Итог-пять первых мест и два вторых.Растём понемногу...)
ОтветитьУдалитьС уважением.
Ребята, вы просто молодцы!!!
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна, у Вас, наверное, сердце радуется, когда берёте такие работы в руки. Ведь сразу видно, что Ваши усилия дают свои плоды и эти знания не только усваиваются, но и успешно используются.
Графическое изображение информации очень помогает запоминанию. Так что к старшим классам, когда объем материала будет очень большим, подобные навыки помогут ребятам!
ОтветитьУдалить