суббота, 11 марта 2017 г.

Читаем Тютчева в Стране Читающей, или Размышления о заучивании наизусть

 Представляем работы детей, пожелавших принять участие в конкурсе "Страны Читающей" - "Читаем Тютчева".


Вова
Матвей К.
Ксения
Лиза
София
Саша
Артемий
Влад Х.
Денис 
Мирослав 
Святослав 

Дети должны учить стихотворения наизусть. Это развивает память, образное мышление, артистизм, дикцию, уверенность и т.д. Заучивая стихи классиков, дети учатся понимать и слышать СЛОВО, чувствовать красоту и гармонию речи, носить ее в себе, выражать свои мысли красиво, правильно и понятно, "присваивая" и "проживая" чувства талантливых людей, и становясь при этом немножко талантливее и умнее.

Подготовить красивое прочтение помогают критерии. В 4-ом классе у нас они выглядят так:
1. Произнесен автор, название
2. Чтец делает паузы в нужных местах
3. Чтение выразительное
4. Чтец передает голосом настроение стихотворения
5. Все слова слышны четко, речь внятная и громкая.
Критерии мы обычно составляем вместе с детьми, обозначая значками или буквами каждый. Мне кажется, учитель должен и может их менять в зависимости от класса. Например, в нашем классе критерий № 2 и №5 - актуальны при любых устных ответах. Что поделаешь, большинство учеников в моем классе тараторят и из-за этого "глотают окончания".

Проблема в школе при чтении стихотворений наизусть бывает только одна и очень серьезная - нехватка времени на уроке. Хочется выслушать всех, да еще и рекомендации дать, прокомментировать, обсудить.Но это не всегда получается, в итоге приходится слушать на перемене, после уроков, и эффект получается в итоге не совсем тот.
К тому же сколько раз можно качественно прослушать одно и то же стихотворение? Детьми, я имею в виду. К 10-12 разу уже все знают его наизусть (ну или почти все). Очень непродуктивно, скучно и неинтересно. Дети устают...

Я решила разнообразить такой урок.
Во-первых, дети получили задание - выбрать любое понравившееся стихотворение Федора Ивановича Тютчева и выучить его наизусть. На уроке в этом случае удержать внимание детей куда легче. Здесь есть одна проблема - выбранное стихотворение должно быть понятно ребенку, а не просто коротким, как иногда выбирают дети. Ведь оно выбрано самостоятельно, а читать стихи - это особое искусство, понимать их иногда трудно. Поэтому я обычно рекомендую список.

Во-вторых, записать видео и прислать мне либо по вотсапу, либо по электронной почте.
Я прослушиваю спокойно запись, пишу обязательно комментарий. Если надо, прошу перезаписать. Кстати, перезаписывают все, кого прошу. Ответственные и замечательные у меня дети! :)

И самые лучшие работы мы прослушаем в классе. Для того, чтобы обсудить и  прокомментировать. Дети должны уметь оценивать себя и друг друга.
А так как в Стране Читающей сейчас идет конкурс "Читаем Тютчева", по разрешению детей и родителей я размещаю их ролики на этом сайте. Приятно вдвойне.
Кстати, не все дети хотят, чтобы их ролики были опубликованы. Дети выросли, стесняются. Я всегда с уважением отношусь к такой просьбе.

Вот так мы учим стихи наизусть.
А вы как поступаете? Расскажите?

И интересно послушать родителей - удобен ли такой вариант?
 Конечно, в начальной школе родители - главные помощники, а вот уже в средней и в старшей дети вполне могут сами себя записать. Хотелось бы знать, учителя среднего звена используют такой вид работы?

13 комментариев:

  1. Эльвира Ульфатовна, добрый день. Соглашусь с каждым вашим словом в посте. Всегда очень радует, что вы настраиваете на эффективность и заинтересованность в процессе. Прекрасно, что стихи у детей разные. Замечательно, что есть возможность перезаписывать видео, пока не получится хорошо и потом получить от вас комментарии к улучшению. И приятно, что видео останется на память в блоге, можно будет через несколько лет посмотреть и порадоваться. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Спасибо за поддержку!
      Вы немножко развеяли мои сомнения. Конечно, сколько людей (а точнее, родителей), столько и мнений, но мне кажется, здесь дело привычки.
      Некоторые дети вначале совсем скромненько выступали на видео, зажато и неуверенно, а уже к третьему стихотворению дело ощутимо сдвинулось. И мне кажется, запоминается лучше.
      Так что буду использовать такой вариант по возможности.
      Спасибо Вам за комментарий!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Действительно учить стихи таким образом очень интересно и продуктивно, так как ребенок с одной стороны имеет право выбора,приучается к самостоятельности и ответственности выбирая понравившееся ему произведение и рассказать его со своим понимание и интонацией, а так же может дать объяснение своему выбору. А с другой стороны выбирая произведение он невольно знакомится, читает и разбирает по своим критериям остальные стихи писателя знакомясь с его творчеством. Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Александровна! Вы указали все плюсы, а минусы :) С какими минусами столкнулись? Что не получалось? Напишите, мне это особенно интересно!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Спасибо Вам, за ваш труд! Вы учите наших деток любить поэзию, раскрывать в себе новые таланты, избавляться от комплексов. Они становятся более самостоятельными, серьёзно подходят к выбору произведения. Так приятно смотреть на их успехи. С уважением, Татьяна Тхагапсо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Татьяна Сергеевна! Соня очень ответственная и старательная, сама не нарадуюсь!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Мне очень понравилась идея записывать стихи на видео! Кроме очевидных плюсов от накопленных в "копилке знаний" прекрасных произведений, дети учатся работать на камеру, что может очень пригодиться в дальнейшем. Спасибо Вам за творческий подход и, особенно - за Ваше личное время, которое Вы так щедро тратите на развитие наших детей!
    С уважением, Татьяна Карякина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Анатольевна!
      Помню, как мы записывали с девочками стихи Маяковского - вот это было долго :) А здесь, когда основную работу делают дети и родители, Эльвира Ульфатовна - барыня :) Так что это вам, родители, большое спасибо за потраченное время. Мне важно, что детям интереснее учить стихи. Чтобы не получалось, как в книге "Я хочу в школу", когда весь смысл заучивания наизусть - оттараторить без запинки по очереди одно и то же.

      Удалить
  5. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Прекрасная идея дать возможность детям самостоятельно выбрать стихотворение. Этот проект позволил детям проявить свою самостоятельность при выборе произведения, творческие, ораторские и актерские способности при записи видео. Ну, а родителям дополнительная возможность увидеть как талантливы наши дети, как трогательно мальчики читают стихи о любви, как артистичны и эмоциональны девочки! Спасибо, Вам, за то, что открываете наших деток с разных сторон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Зинаида Владимировна! Я, когда услышала, что читает Вова, немного опешила. Потом послушала пару раз - а ведь очень хорошо прочитал. Не договаривать окончания - да, это проблема у наших детей в классе, но во всем остальном - прекрасно. Прочувствовал, как смог. Конечно, здесь спасибо маме - помогла, это видно. И запомнится такое стихотворение куда лучше, чем то, что в учебнике. Хотя в классе мы его много-много раз отрабатываем, анализируем на уровне 4-ого класса, читаем...

      Удалить
  6. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Идея записывать видеоролик нам очень понравилась! Лиза , сама выбирает произведение , учит и с большим удовольствием выступает перед камерой! Очень бы хотелось чтобы и в следующем году, старших классах эта идея была актуальна с учителем литературы ! Спасибо Вам , за такие проект , где детки раскрывают свои таланты!
    С уважением , Евгения Хвостикова

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и ребята. Все дети без исключения - МОЛОДЦЫ!!! В очередной раз порадовали нас своими работами. Отдала каждому по голосу.
    Я не могу сказать, что у меня Денис учит и читает стихи с большим удовольствием, уж такой характер, ну не творческий он человек. Но спустя столько времени и записав большое количество видеоотзывов и чтения стихов уже не сопротивляется:) (как это было раньше). Абсолютно спокойно ведет себя перед камерой, особенно, если хорошо выучил текст. А вот текст не всегда получается выучить с легкостью. Этот раз мы столкнулись с проблемой правильного произношения и запоминания незнакомых слов... Заглядывали в словари, читали значения, искали синонимы для лучшего понимания значения слова и заучивали слово с правильным ударением. Вот одно слово никак не поддавалось. Из-за него пришлось делать дублей десять:) Но Денис справился:)

    ОтветитьУдалить
  8. Доброй ночи , Эльвира Ульфатовна. А я хочу поблагодарить Вас за идею со стихами и видеороликами потому, что мы со своими соревнованиями и с разъездами, не всегда успеваем выучить и рассказать стихотворение в классе, а так у нас есть прекрасная возможность наверстать упущенное - дистанционно! Спасибо Вам за предоставленную возможность!

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png