На сайте "Грамотейкин" проводился опрос для родителей будущих первоклассников "Как часто вы читаете детям на ночь". Результаты такие:
4 человека читают своим детям каждый вечер,
6 человек - 2-3 раза в неделю,
14 человек - вообще не читают на ночь.
А ведь это очень грустный результат.
Просматривая анкеты, которые вы, уважаемые родители, заполняли на первом собрании, я обратила внимание, что указать конкретных авторов любимых книг ваших детей смогли только двое. На вопрос: "Какие книги ребенок просит читать чаще?" ответы были получены такие:
сказки - 7 человек,
энциклопедии - 8 человек,
рассказы про животных - 2 человека,
стихи - 2 человека,
детские журналы (жаль, не указано, какие именно) - 1 человек,
пропустили этот вопрос (!) - 6 человек.
И только двое указали авторов - Толстой Л., Носов Н., Драгунский В., Гайдар "Чук и Гек".
О чем говорит такая статистика? Как мы можем жаловаться, что ребенок не любит читать, если с детства не прививали ему этой любви? Не думаю, что начав ходить в школу, ребенок вдруг волшебным образом полюбит мир книг, поймет, как много чудесного и неизведанного в нем, сразу сделает книгу своим лучшим другом. Могу только сказать, что мне предстоит серьезная работа. Но, как было сказано на собрании, без вашей помощи, помощи родителей, мне не справиться.
Обратите внимание, что детские энциклопедии как любимое чтение детей указали большинство родителей. Чтение энциклопедий формирует у малыша активную познавательную позицию, расширяет границы представления об окружающем мире. Вот здесь есть прекрасный пост о том, как именно читать детскую энциклопедию, ведь чтение научно-популярной литературы энциклопедического характера отличается от чтения привычных сказок и стихов. Хочу обратить ваше внимание на последнюю фразу. Это значит, что прежде любимым и привычным должна стать именно художественная литература.
И теперь я возвращаюсь к началу своего поста. Почему же так важно читать ребенку вслух сказки или другую ХУДОЖЕСТВЕННУЮ литературу?
Прежде всего - это демонстрация любви к ребенку. Мы же не хотим, чтобы в трудный подростковый период ребенок остался один на один со своими проблемами. Мы желаем всю жизнь быть ему другом и советчиком. Так заложите базу для этого! 15-20 минут в день в детстве - и взаимопонимание всю жизнь. Читая сказку, обсуждая ее вместе с ребенком, рассматривая картинки, вы дарите ему драгоценные воспоминания, которые дают ему мощную моральную поддержку.
Во-вторых - читая ребенку сказки, вы учите его жизни. Без строгой морали, легко и непринужденно, ребенок запоминает, что такое добро и зло, учится быть сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. Т. е. пытается найти свое место в реальном мире. Согласитесь, что чтение научно-познавательной литературы этому не научит.
Ну и конечно, читая ребенку, вы развиваете его речь и память. Слушая правильную литературную речь (а для этого покупаем правильные книги), ребенок запоминает новые выражения и словосочетания, с удовольствием применяет их в обычной жизни.
Но хочу предостеречь родителей от распространенной ошибки - механического чтения. Чтение должно приносить радость и вам, и вашему ребенку, а если вы в мыслях далеко, решая и переживая свои проблемы, то и ребенок очень скоро будет избегать такого вечернего ритуала. И еще - не лишайте ребенка возможности задавать вопросы, даже если они не связаны с сюжетом. Может, этот вопрос очень его беспокоил в течении дня, и сейчас, в спокойной обстановке, ребенок решился его задать.
О том, что читать ребенку и почему это важно, я уже писала в одном из своих постов "Этот удивительный мир книг". Здесь есть список книг и авторов, если перед вами стоит вопрос: "Что прочитать?". Надеюсь, что в конце 1 класса вы, родители моих учеников, сможете более конкретно ответить на вопрос: "Что любит читать мой ребенок?"
4 человека читают своим детям каждый вечер,
6 человек - 2-3 раза в неделю,
14 человек - вообще не читают на ночь.
А ведь это очень грустный результат.
Просматривая анкеты, которые вы, уважаемые родители, заполняли на первом собрании, я обратила внимание, что указать конкретных авторов любимых книг ваших детей смогли только двое. На вопрос: "Какие книги ребенок просит читать чаще?" ответы были получены такие:
сказки - 7 человек,
энциклопедии - 8 человек,
рассказы про животных - 2 человека,
стихи - 2 человека,
детские журналы (жаль, не указано, какие именно) - 1 человек,
пропустили этот вопрос (!) - 6 человек.
И только двое указали авторов - Толстой Л., Носов Н., Драгунский В., Гайдар "Чук и Гек".
О чем говорит такая статистика? Как мы можем жаловаться, что ребенок не любит читать, если с детства не прививали ему этой любви? Не думаю, что начав ходить в школу, ребенок вдруг волшебным образом полюбит мир книг, поймет, как много чудесного и неизведанного в нем, сразу сделает книгу своим лучшим другом. Могу только сказать, что мне предстоит серьезная работа. Но, как было сказано на собрании, без вашей помощи, помощи родителей, мне не справиться.
Обратите внимание, что детские энциклопедии как любимое чтение детей указали большинство родителей. Чтение энциклопедий формирует у малыша активную познавательную позицию, расширяет границы представления об окружающем мире. Вот здесь есть прекрасный пост о том, как именно читать детскую энциклопедию, ведь чтение научно-популярной литературы энциклопедического характера отличается от чтения привычных сказок и стихов. Хочу обратить ваше внимание на последнюю фразу. Это значит, что прежде любимым и привычным должна стать именно художественная литература.
И теперь я возвращаюсь к началу своего поста. Почему же так важно читать ребенку вслух сказки или другую ХУДОЖЕСТВЕННУЮ литературу?
Прежде всего - это демонстрация любви к ребенку. Мы же не хотим, чтобы в трудный подростковый период ребенок остался один на один со своими проблемами. Мы желаем всю жизнь быть ему другом и советчиком. Так заложите базу для этого! 15-20 минут в день в детстве - и взаимопонимание всю жизнь. Читая сказку, обсуждая ее вместе с ребенком, рассматривая картинки, вы дарите ему драгоценные воспоминания, которые дают ему мощную моральную поддержку.
Во-вторых - читая ребенку сказки, вы учите его жизни. Без строгой морали, легко и непринужденно, ребенок запоминает, что такое добро и зло, учится быть сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. Т. е. пытается найти свое место в реальном мире. Согласитесь, что чтение научно-познавательной литературы этому не научит.
Ну и конечно, читая ребенку, вы развиваете его речь и память. Слушая правильную литературную речь (а для этого покупаем правильные книги), ребенок запоминает новые выражения и словосочетания, с удовольствием применяет их в обычной жизни.
Но хочу предостеречь родителей от распространенной ошибки - механического чтения. Чтение должно приносить радость и вам, и вашему ребенку, а если вы в мыслях далеко, решая и переживая свои проблемы, то и ребенок очень скоро будет избегать такого вечернего ритуала. И еще - не лишайте ребенка возможности задавать вопросы, даже если они не связаны с сюжетом. Может, этот вопрос очень его беспокоил в течении дня, и сейчас, в спокойной обстановке, ребенок решился его задать.
О том, что читать ребенку и почему это важно, я уже писала в одном из своих постов "Этот удивительный мир книг". Здесь есть список книг и авторов, если перед вами стоит вопрос: "Что прочитать?". Надеюсь, что в конце 1 класса вы, родители моих учеников, сможете более конкретно ответить на вопрос: "Что любит читать мой ребенок?"
Эльвира Ульфатовна, почему-то когда прочитала ваш пост сразу же вспомнила свое детство. Мои родители очень любят читать и у нас дома огромная библиотека. Книги на любой вкус. В детстве мама нам с сестрой всегда читала книги и она делала это по особенному. Мои родители живут далеко и раз в год мы с детьми ездим к ним в гости. По вечерам моя мама читает, уже моим детям, книги, котрые когда-то читала мне. Я сажусь рядом и мы слушаем, как читает нама любимая мама и бабушка. Я до сих пор получаю от маминого чтения огромное удовольствие. Я тоже пытаюсь каждый вечер читать своим детям. В этом году мы прочитали уже не мало книг:"Приключения Незнайки и его друзей", "Остров Незнайки", "В стране невыученных уроков" (любимая книга сына), "Путешествия Нильса с дикими гусями","Волшебник Изумрудного города" (эта книга тоже очень понравилась сыну) и др. Сейчас читаем "Малыш и Карлсон". Я очень люблю читать своим детям книги и считаю что это нас очень сближает.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Екатерина Сергеевна! Это прекрасно, когда в семье существует такая традиция! Особенно это важно в наше время. Спасибо за то, что поделились своими детскими воспоминаниями. Книги, которые Вы перечислили, может, рассчитаны на более старший возраст, но то, что для Дениса они уже стали любимыми - это очень хорошо. Я помню, что у моего сына в этом возрасте самой любимой книгой были "Денискины рассказы" В. Драгунского. Мы перечитывали ее так много раз, что некоторые рассказы знали почти дословно. А для меня в детстве самым любимым чтением были сказки А. С. Пушкина. Я до сих пор помню наизусть огромные отрывки из "Сказки о царе Салтане..." или из "Сказки о мёртвой царевне...". Мама читала мне их по книге с черно-белыми иллюстрациями, а мое воображение расцвечивало их яркими красками. Еще больше всего в дошкольном возрасте я запомнила "Азбуку" Л. Н. Толстого. Самые приятные воспоминания детства.
Удалить"Денискины рассказы" нами тоже прочитаны, очень интересная и веселая книга, а еще нам понравились рассказы И. Носова "Женькин клад". Будем и дальше продолжать читать и открывать в книгах для себя много нового и интересного.
ОтветитьУдалитьЗамечательно, Екатерина Сергеевна! Книга - лучший друг, и знакомить с ним надо как можно раньше, а самое главное - продолжать традицию чтения вслух даже тогда, когда ребенок научился читать сам. Впереди у вас с Денисом еще много открытий, Вы правы, и желаю Вам всегда достигать взаимопонимания с автором и со своим ребенком!
УдалитьЗдравствуйте!Не хочу хвастаться,но чтение у нас занимает особое место в жизни буквально с того времени , как Настене исполнилось 1,5 года. Она могла не есть , не спать, но без чтения никак. Очень любит когда ей читают. И сюжет сказки или рассказа настолько увлекает дочку, что любой сон пропадает. Естественно произведения всех перечисленных авторов мы прочитали. Но почему-то никто не упоминает Катаева, Пантелеева, Житкова, Осеева, Чехова. На мой взгляд, очень интересные и поучительные рассказы для детей. А небольшие сказки и басни Л.Н.Толстого, Настя читает сейчас сама. Очень любит рассказы про животных.
ОтветитьУдалитьХотелось бы поделиться опытом,как мы переходили от маминого чтения к самостоятельному. Мы просто читали небольшие рассказы с дочкой по очереди: страницу читала Настя, страницу - я. Тогда у ребенка нет страха, что текст очень большой, и где же там конец?
Здравствуйте, Ольга Александровна! Это очень хорошо, что Вы смогли привить Насте такую любовь к чтению, и слушание книги перед сном ввели в привычку. А Ваш совет из опыта, думаю, поможет родителям приучить своего ребенка к чтению. Этот способ можно и нужно использовать и в начальной школе
УдалитьЭльвира Ульфатовна! Включите, пожалуйста, Рому в Марафон "Азбука животного мира" и Конкурс-игра по математике "Слон". Заранее спасибо.
ОтветитьУдалить