- А моя такая капризная стала, по поводу и без - в слезы, с младшим вечно скандалят...
Как часто именно таким становится диалог двух мам при встрече. Что делать с провинившимся ребенком? Наказать, лишить просмотра "Лунтика", провести назидательную беседу или пообещать подарок в случае исправления?А может, рассказать сказку, как советуют психологи?
К сведению скептиков, сказкотерапия в возрасте от 3 до 10 лет - это доказано продуктивная педагогическая практика, а не досужее времяпровождение, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что психика маленького человека развивается и проявляет себя по определенным схемам, которые складываются на бессознательном уровне. Не всегда можно повлиять на этот процесс прямолинейно, применяя "взрослые" инструменты воздействия, но они достаточно легко корректируются ассоциативными формулами - сказками. Сказки обладают удивительной способностью отражать реальность, рассматривать буквально любую ситуацию как под увеличительным стеклом, позволяя быстрее понять случившееся и найти выход.
Из своего опыта помню, как помог моему сыну мультфильм-сказка "Аватар. Легенда об Аанге". Был у него такой период, когда его очень легко можно было вывести из себя (имею в виду общение со сверстниками) - кто-то подразнил, или отказался следовать правилам, или вышел из игры, как только начал проигрывать (а мой, соответственно, выигрывать). Тогда начиналась почти истерика, а иногда и просто драка. А в этом мультфильме главный герой тоже обладал взрывным характером, и это очень мешало ему... Чтобы успокоиться, он садился в позу лотоса и начинал медитировать (мультфиль японский). Я стала обращать внимание сына на этот факт, ненавязчиво акцентировать его внимание, что неумение держать себя в руках не слишком хорошо характеризует человека, вот, например, Аангу это мешает овладеть всеми стихиями природы и т.д. И ведь помогло. Беседы на примере сказочных героев ребенку гораздо понятнее.
Познакомиться подробнее с тем, как скорректировать поведение ребенка с помощью сказкотерапии можно здесь. Любящим и заботливым родителям статья будет очень полезна и интересна, ведь она поможет ненавязчиво, на понятном ребенку языке объяснить многие жизненные ситуации.
Очень хорошая статья, полностью согласна.Действительно очень часто на примерах любимых героев можно влиять на поведение ребенка. Обращая внимание на поступки героев, ребенок учится и рассуждать, и делать определенные выводы для себя, а родители просто дают ему верное направление. И нет никакого протеста, что родители поучают или сравнивают ребенка с его товарищами.Ведь для детей очень важно , когда они сами принимают решения.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Я рада, что Вы разделяете мнение авторов и мое - дети не любят мораль в ее явном, "взрослом" виде, но очень хорошо воспринимают сказочные сюжеты, которые объясняют понятия добра и зла. Например, "Гуси-лебеди", просто первая сказка, которая пришла на ум - тут и дочернее послушание, и привязанность к младшим членам семьи, и смелость, и хитрость, и помощь ближнему, которая обязательно возвращается сторицей... А если придумывать сказку, где главный герой борется с каким-то недостатком в поведении, то можно скорректировать определенные проблемы... Главное - не забывать, что все сказки имеют счастливый конец.
УдалитьДа.... У нас был такой герой- Кукарежка ( будующий петушок). Перед сном про него мы с бабушкой придумывали истории , где рассматривались разные жизненные ситуации. Порой отражая через Кукарежку поведение Насти за день. А ей еще нравилось самой что-то добавлять. Сейчас они уже становятся такими самостоятельными, что мне, порой , бывает очень сложно влиять на дочку. Приходиться довоьно долго самой в голове анализировать ситуацию, чтоб объяснить Насте. Хотя, наверное, я не единственная такая мама.))))
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваши рассуждения, Ольга Александровна! Благодаря им Настя становится мне очень знакомой, будто я ее давно знаю. А свой собственный герой - это удивительная возможность оставить в памяти ребенка воспоминания безоблачного детства...
Удалить