воскресенье, 2 марта 2014 г.

Чему учат в школе, или родителям о Федеральном образовательном стандарте нового поколения

Уважаемые родители!
    Все вы уже поняли, что в конце года наши ребята будут писать Комплексную работу по единому тексту. Наши дети уже пробовали свои силы в ее выполнении, и вы не раз просили меня рассказать, что это за работа, где взять ее аналоги...

   Прежде чем выложить варианты такой работы, я хотела бы подробнее остановиться на том, зачем она вообще нужна. Ведь на самом деле это - только верхушка айсберга.

   Самый банальный вопрос — что должен получить ребенок в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.



 О введении Федерального образовательного стандарта второго поколения
    Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

    Рассмотрим подробнее...

   Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

   Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
   Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
    Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
   Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
     Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

   Существенные отличия Стандарта второго поколения от того, как учились мы, взрослые, в том, что он нацелен не на "знаниевую" парадигму (ребенок под руководством учителя, который выступает проводником и контролером,  получает "знания, умения и навыки" и развивается как  личность на основе усвоения максимально возможного объема информации), а на"деятельностную" (ребенок под руководством учителя, который выступает как диагност и рефлексирующий соучастник, формирует у себя целостный социально-ориентированный взгляд на мир, учится учиться).


    Ребенок должен получить ключевые  компетенции, т.е. быть готовыми использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Противопоставлять компетенции и знания неправомерно. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.

     Например, какие умения проверяет приведенная в ссылке Комплексная работа?
(такую работу писали первоклассники в прошлом году) 
  • Умение читать и понимать текст (повествование, описание);
  •  умение производить смысловой анализ текста (устанавливать порядок описываемых в тексте событий);
  •  умение устанавливать соответствие высказывания с предметами (явлениями) из текста; умение устанавливать логические связи между описанными явлениями;
  •  уметь применять орфографическое правило в письменной речи;
  •  уметь выделить предложение из текста и списать его;
  •  умение использовать математические средства для решения практической задачи;
  •  уметь выполнять разностное сравнение количества фигур;
  • умение продолжать последовательность чисел на основе заданного правила;
  •  уметь определить группу предметов, явлений по заданному признаку;
  • умение устанавливать соответствия между предметами (объектами) живой и неживой природы;
  • умение осуществлять итоговый контроль собственной деятельности при выполнении работы (рефлексию).
   А вот так выглядят критерии оценивания.

   "Натаскать" на выполнение такой работы трудно. Ребенок должен понимать прочитанное, вот что самое главное. Понимать задание, планировать действия, уметь себя проверять.

   Надеюсь, что я смогла вам помочь. Если возникли вопросы, пишите, постараюсь дать на них исчерпывающие ответы.
В написании текста использованы 
различные интернет-источники

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за хороший и понятный пост! Скачала себе ваши краснодарские прошлогодние проверочные работы. Покажу их нашим педагогам, пусть сравнят. На мой взгляд, работа хорошо продумана, она показывает не только знания, но и овладение ребенком учебными действиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Ирина Петровна! Всегда интересно, как делается в других регионах. С удовольствием познакомлюсь с вашими работами, если Вы опубликуете их в своем блоге.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за интересный и доступный для любого (желающего помочь своему ребенку) родителя! У меня дочка тоже ходит в первый класс... Интересно было познакомиться с работой для выпускников первого года обучения по ФГОС.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна! Для этого я и публиковала его - чтобы рассказать родителям, что такое ФГОС НОО и почему он вводится. Не знаю, удалось ли... Такие работы дети будут писать в конце каждого класса, и с каждом разом они все сложнее, но при этом всегда в рамках разумного, основанные на тех универсальных учебных действиях, которыми должен владеть ребенок в конце каждого класса.

      Удалить
  3. Спасибо за статью Эльвира Ульфатовна, теперь понятно что такое комплексная работа. Все предложенные варианты прорешаем , причем интересно как ребенок выполнит работу самостоятельно без подсказки, а уже потом посмотреть что ,,хромает,, и подтянуть эти пробелы.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Марина Викторовна! Обязательно сравнивайте работу Даши с критериями, которые я тоже дала. Это - эталон, к которому надо стремиться. Задания сначала читаете Вы вместе с Дашей, потом она выполняет сама один вариант. Время - 45 минут на все. Обратите внимание, как она работает. Как читает, как планирует действия, как ПРОВЕРЯЕТ себя. Слова "Мама, я здесь не поняла!" придется игнорировать, пусть, если не поняла, идет дальше, а если время осталось, возвращается к тому, что не сделала. Но и торопиться не следует, помним об умении самоорганизовываться. А проверять и исправлять ошибки через некоторое время, ведь надо отдохнуть)

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Я не учитель начальных классов, но было очень интересно посмотреть работу. О многом заставляет задуматься, спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Эльвира Ульфатовна за подробный рассказ о предстоящей работе. Все варианты - распечатаны, будем тренироваться.

    ОтветитьУдалить
  7. С ПОБЕДОЙ НА ФЕСТИВАЛЕ!!! ТРОЕКРАТНОЕ УРА! УРА! УРА!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарим, Эльвира Ульфатовна,за помощь и информацию в первую очередь для нас - родителей!(Детям просто интересно в игровой форме выполнять задания) . А вот нам необходимо знать каким должен быть результат!

    ОтветитьУдалить
  9. Эльвира Ульфатовна, спасибо большое за предоставленную информацию и варианты комплексной работы. Будем усиленно готовиться к предстоящей работе следуя Вашим рекомендациям.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо Эльвира Ульфатовна за поучительную статью! Задание распечатаем и будем работать и тренироваться , сначала самостоятельно, потом вместе с родителями!

    ОтветитьУдалить
  11. Большое спасибо Вам за варианты работ, которые так необходимы нам. У Данила не все получалось в аналогичных классных работах. Будем тренироваться!

    ОтветитьУдалить
  12. Эльвира Ульфатовна! Спасибо за тексты комплексных работ для 1 класса. Дала ссылку своим родителям для ознакомления и тренировки.

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png