Уважаемые родители!
Все вы уже поняли, что в конце года наши ребята будут писать Комплексную работу по единому тексту. Наши дети уже пробовали свои силы в ее выполнении, и вы не раз просили меня рассказать, что это за работа, где взять ее аналоги...Прежде чем выложить варианты такой работы, я хотела бы подробнее остановиться на том, зачем она вообще нужна. Ведь на самом деле это - только верхушка айсберга.
Самый банальный вопрос — что должен получить ребенок в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.
О введении Федерального образовательного стандарта второго поколения
Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.Рассмотрим подробнее...
Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.
Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.
Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Существенные отличия Стандарта второго поколения от того, как учились мы, взрослые, в том, что он нацелен не на "знаниевую" парадигму (ребенок под руководством учителя, который выступает проводником и контролером, получает "знания, умения и навыки" и развивается как личность на основе усвоения максимально возможного объема информации), а на"деятельностную" (ребенок под руководством учителя, который выступает как диагност и рефлексирующий соучастник, формирует у себя целостный социально-ориентированный взгляд на мир, учится учиться).
Ребенок должен получить ключевые компетенции, т.е. быть готовыми использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Противопоставлять компетенции и знания неправомерно. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.
Например, какие умения проверяет приведенная в ссылке Комплексная работа?
(такую работу писали первоклассники в прошлом году)
- Умение читать и понимать текст (повествование, описание);
- умение производить смысловой анализ текста (устанавливать порядок описываемых в тексте событий);
- умение устанавливать соответствие высказывания с предметами (явлениями) из текста; умение устанавливать логические связи между описанными явлениями;
- уметь применять орфографическое правило в письменной речи;
- уметь выделить предложение из текста и списать его;
- умение использовать математические средства для решения практической задачи;
- уметь выполнять разностное сравнение количества фигур;
- умение продолжать последовательность чисел на основе заданного правила;
- уметь определить группу предметов, явлений по заданному признаку;
- умение устанавливать соответствия между предметами (объектами) живой и неживой природы;
- умение осуществлять итоговый контроль собственной деятельности при выполнении работы (рефлексию).
А вот так выглядят критерии оценивания.
"Натаскать" на выполнение такой работы трудно. Ребенок должен понимать прочитанное, вот что самое главное. Понимать задание, планировать действия, уметь себя проверять.
Надеюсь, что я смогла вам помочь. Если возникли вопросы, пишите, постараюсь дать на них исчерпывающие ответы.
"Натаскать" на выполнение такой работы трудно. Ребенок должен понимать прочитанное, вот что самое главное. Понимать задание, планировать действия, уметь себя проверять.
Надеюсь, что я смогла вам помочь. Если возникли вопросы, пишите, постараюсь дать на них исчерпывающие ответы.
В написании текста использованы
различные интернет-источники
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за хороший и понятный пост! Скачала себе ваши краснодарские прошлогодние проверочные работы. Покажу их нашим педагогам, пусть сравнят. На мой взгляд, работа хорошо продумана, она показывает не только знания, но и овладение ребенком учебными действиями.
ОтветитьУдалитьКонечно, Ирина Петровна! Всегда интересно, как делается в других регионах. С удовольствием познакомлюсь с вашими работами, если Вы опубликуете их в своем блоге.
УдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за интересный и доступный для любого (желающего помочь своему ребенку) родителя! У меня дочка тоже ходит в первый класс... Интересно было познакомиться с работой для выпускников первого года обучения по ФГОС.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Александровна! Для этого я и публиковала его - чтобы рассказать родителям, что такое ФГОС НОО и почему он вводится. Не знаю, удалось ли... Такие работы дети будут писать в конце каждого класса, и с каждом разом они все сложнее, но при этом всегда в рамках разумного, основанные на тех универсальных учебных действиях, которыми должен владеть ребенок в конце каждого класса.
УдалитьСпасибо за статью Эльвира Ульфатовна, теперь понятно что такое комплексная работа. Все предложенные варианты прорешаем , причем интересно как ребенок выполнит работу самостоятельно без подсказки, а уже потом посмотреть что ,,хромает,, и подтянуть эти пробелы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Марина Викторовна! Обязательно сравнивайте работу Даши с критериями, которые я тоже дала. Это - эталон, к которому надо стремиться. Задания сначала читаете Вы вместе с Дашей, потом она выполняет сама один вариант. Время - 45 минут на все. Обратите внимание, как она работает. Как читает, как планирует действия, как ПРОВЕРЯЕТ себя. Слова "Мама, я здесь не поняла!" придется игнорировать, пусть, если не поняла, идет дальше, а если время осталось, возвращается к тому, что не сделала. Но и торопиться не следует, помним об умении самоорганизовываться. А проверять и исправлять ошибки через некоторое время, ведь надо отдохнуть)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Я не учитель начальных классов, но было очень интересно посмотреть работу. О многом заставляет задуматься, спасибо за рассказ!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Эльвира Ульфатовна за подробный рассказ о предстоящей работе. Все варианты - распечатаны, будем тренироваться.
ОтветитьУдалитьС ПОБЕДОЙ НА ФЕСТИВАЛЕ!!! ТРОЕКРАТНОЕ УРА! УРА! УРА!!!
ОтветитьУдалитьБлагодарим, Эльвира Ульфатовна,за помощь и информацию в первую очередь для нас - родителей!(Детям просто интересно в игровой форме выполнять задания) . А вот нам необходимо знать каким должен быть результат!
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна, спасибо большое за предоставленную информацию и варианты комплексной работы. Будем усиленно готовиться к предстоящей работе следуя Вашим рекомендациям.
ОтветитьУдалитьСпасибо Эльвира Ульфатовна за поучительную статью! Задание распечатаем и будем работать и тренироваться , сначала самостоятельно, потом вместе с родителями!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо Вам за варианты работ, которые так необходимы нам. У Данила не все получалось в аналогичных классных работах. Будем тренироваться!
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна! Спасибо за тексты комплексных работ для 1 класса. Дала ссылку своим родителям для ознакомления и тренировки.
ОтветитьУдалить