вторник, 4 марта 2014 г.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать...

 Так получилось, что этот пост писали мы вдвоем - Екатерина Сергеевна Ижик и я, Эльвира Ульфатовна.
А потом Екатерина Сергеевна, как автор, его опубликует.

Итак, беру слово первая...

"Каждому из нас приходилось видеть фильмы с участием детей. Но все ли обращают внимание на безупречную дикцию маленьких артистов?

А прислушайтесь, как говорят, произносят слова многие девочки и мальчики в школе, дома, на улице.
Кому-то "не даются" шипящие, другие не произносят трудные сочетания согласных, третьи "проглатывают" целые слоги. Как достичь того, чтобы устная речь ребят была не только содержательной, правильной, но и красивой, отчетливой с точки зрения норм произношения?"

Эта цитата из книги Виктора Федоровича Шаталова "Эксперимент продолжается" меня заинтересовала...Дальше Виктор Федорович говорит, что помочь в этом могут... скороговорки.
Да, да, это не только отличный способ провести время с пользой, но и возможность улучшить произношение, дикцию, развить вниманию,  воображение, чувство юмора, а кроме того, приблизить малышей к роднику образной народной речи.

Теперь в классе каждый день вывешиваются 2-3 скороговорки на стенд, и ребята на переменах, и на уроке тренируются в их произношении.  Пока лидерство держит Рома и Настя П.!
Обратиться к скороговоркам меня заставило то обстоятельство, что чтение некоторых детей вслух - "хромает". "Хромает" из-за недочитанных окончаний, глотания слогов и плохой дикции.
Давайте посмотрим, уважаемые родители, какие изменения произойдут с речью детей, если мы каждый день будем учиться правильно произносить по 1-2 скороговорки. Хуже ведь не будет, правда?

А теперь предоставляю слово Екатерине Сергеевне Ижик, которая подготовила отличный материал о том, как разнообразить досуг с ребенком с помощью скороговорок.

Они ведь тем и хороши, что являются инструментом общего, а не индивидуального пользования. Кому интересно произносить скороговорку одному в пустой комнате? Никому!

А вот дома с мамой, или в классе с детьми - очень весело

Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

Каждый взрослый помнит из своего детства хоть парочку скороговорок таких как: "Клара у Карла украла кораллы..." или "На дворе трава, на траве дрова...". А что такое скороговорки, от куда они появились и для чего их придумали? Попробуем ответить на эти вопросы.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. 

Скороговорка - жанр устного народного творчества. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они придумывались для забавы детям и это оказалось очень полезное развлечение, которое помогало ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо и правильно говорить.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а также разучивая скороговорку, ребенок учится обдумывать то, о чем он говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать интонацию, смысл и значение сказанного. 

А еще ребенок учится не только говорить, но и слушать. Это ему пригодится уже в школе, когда учитель дает много различной информации. Прослушивание скороговорок помогает концентрироваться на том, что им говорят. И не только слышать, но и понимать то, о чем говорится.

А, кроме того, как уже говорилось выше, это очень веселое развлечение. Дети имеют возможность  посмеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас говорит по двадцать пять раз и никак не выговорит.  Ведь правда, весело? Вспомните себя в детстве :)

Как учить скороговорки с ребенком? Вот несколько правил:
  1. вначале нужно произносить скороговорку очень медленно и четко, разбивая ее на слоги. Цель – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно не допустить неправильного произношения;
  2. после того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы;
  3. далее – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы шепотом ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу;
  4. теперь произносите текст вслух без ошибок и медленно;
  5. можно менять интонацию: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и для развития актерских способностей;
  6. а теперь пришло время быстро и правильно проговорить скороговорку. Пусть ребенок повторит ее несколько раз. 
Вот несколько небольших скороговорок, которые я взяла вот здесь: http://deti-online.com/stihi/skorogovorki/
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 
Рак за руку Грека - цап!

Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

От топота копыт
От топота копыт пыль по полю летит.




13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и Екатерина Сергеевна! Отличная идея! Эксперимент! У меня из 28 ребят двое очень сильно "прихрамывают" в произношении, еще 6 с ослабленным фонематическим слухом, у остальных норма. В других классах параллели обстановка хуже. Мы на уроках примерно раз в неделю читали скороговорки. Надо тоже ввести в систему и ежедневно их проговаривать. Спасибо за полезный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! "Ищите, и дано будет вам..." - это про меня. Я постоянно в поиске - как улучшить "чтение" детей? Поэтому и затеяла еще один "эксперимент". А еще сегодня бабушка ученицы, сама бывшая учительница, Татьяна Владимировна Птицына, подсказала одну простую и интересную идею. Обязательно попробую на днях и поделюсь результатом!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Уфатовна, Екатерина Сергеевна. Очень заинтересовалась Вашим экспериментом, обязательно расскажу своим коллегам.Думаю, что полезно будет не только младшим школьникам, но и ребятишкам в средних классах. А также, уверена, что и взрослым не помешает выговаривать скороговорки.
    Все правильно и внятно,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Мне очень приятно видеть в гостях директора школы № 53 города Краснодара! А что касается скороговорок, то в книге В. Ф. Шаталова рассказывалось о том, как турнир по скороговоркам проводился в школе раз в две-три недели, и дети были постарше, чем мои, класса с 5. Это был азарт и праздник! Скороговорка требует предельного внимания и самоконтроля, поэтому дети готовились на совесть. Очень интересное действие!

      Удалить
  3. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна и" Буквоежки". Хочу подарить Вам один забавный стишок, которому меня научила моя бабушка. Автора, к сожалению. не помню.

    "КАР" - кричит ворона!
    "КАРаул! Грабёж! Пропажа!
    Вор прокрался утром рано,
    Грош украл он из кармана!
    КАРандаш! КАРтонку! Пробку
    И красивую коробку!!!"

    ...Стой, ворона, не кричи!
    Не кричи ты, помолчи!
    Жить не можешь без обмана!
    У тебя ведь нет кармана!

    "КАК?"- подпрыгнула ворона
    И моргнула удивлённо...
    " Что ж вы сразу не сказали?
    КАРАУЛ! КАРМАН УКРАЛИ!!!"

    Думаю, это поможет вам научиться "КАРкать"...?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это да, Ваня! Такое забавное стихотворение! Спасибо! Кстати, сегодня мы с моим сыном тряхнули стариной, устроили дома турнир по скороговоркам, насмеялись вдоволь! Он так и не научился быстро дифференцировать звуки С и Ш, Скороговорка "Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб" далась ему только с 15-й, наверное, попытки. А я всегда спотыкаюсь на К и П. Было здорово!

      Удалить
    2. Иван, это стихотворение написал Владимир Орлов. Замечательная у тебя бабушка!

      Удалить
  4. Эльвира Ульфатовна, мы вчера вечером тоже соревновались в умении проговаривать скороговорки. Весело было... Даже Даня хохотал :):):)

    ОтветитьУдалить
  5. Благодарим, Эльвира Ульфатовна за экспиримент, Катю за правила, по которым надо учить скороговорки ( гораздо легче дело пошло), а Ваню и его бабушку за чудесное стихотворение В. Орлова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мира, пользуйтесь пожалуйста. А Мирославу удачи в этом нелегком задании )))

      Удалить
    2. Мирослав всегда желает проверить себя в умении произносить скороговорки в классе. Мне это тем удивительно, что обычно на уроке чтения он не слишком активен. Обязательно тренируйтесь, и тогда он тоже будет побеждать!

      Удалить
  6. Настя П. и Ксения держат первенство в произнесении скороговорок. Настя на перемене их повторяет с секундомером в руках))) Сегодня пробовали свои силы Настя М., Маша, Мирослав, Влад, Лиза, Ксения, Настя П. и Даша.

    ОтветитьУдалить
  7. В пятницу прошел турнир по скороговоркам. В итоге упорной борьбы победили Маша Б. и Ксения! Поздравляю победителей!
    Напоминаю, что каждый урок литературного чтения начинается у нас с тренировочных упражнений по произнесению скороговорок. 3-4 минуты. Две минуты - сами, 1-2 минуты - перед всем классом дети пытаются правильно произнести скороговорку. Спрашиваю так: сначала 2-3 желающих, потом - 2-3 тех, кого желаю услышать я. Кстати, сегодня Даниил С. и Амир, которые обычно отказываются произносить скороговорки, мотивируя тем, что у них не получается, после моих слов, что две минуты делаем все возможные попытки, достигли немалых успехов! Высота по имени скороговорка "К полудню Поля полполя прополола" была ими взята! Молодцы!

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png