Так получилось, что этот пост писали мы вдвоем - Екатерина Сергеевна Ижик и я, Эльвира Ульфатовна.
А потом Екатерина Сергеевна, как автор, его опубликует.
Итак, беру слово первая...
А прислушайтесь, как говорят, произносят слова многие девочки и мальчики в школе, дома, на улице.
Кому-то "не даются" шипящие, другие не произносят трудные сочетания согласных, третьи "проглатывают" целые слоги. Как достичь того, чтобы устная речь ребят была не только содержательной, правильной, но и красивой, отчетливой с точки зрения норм произношения?"
Эта цитата из книги Виктора Федоровича Шаталова "Эксперимент продолжается" меня заинтересовала...Дальше Виктор Федорович говорит, что помочь в этом могут... скороговорки.
Да, да, это не только отличный способ провести время с пользой, но и возможность улучшить произношение, дикцию, развить вниманию, воображение, чувство юмора, а кроме того, приблизить малышей к роднику образной народной речи.
Теперь в классе каждый день вывешиваются 2-3 скороговорки на стенд, и ребята на переменах, и на уроке тренируются в их произношении. Пока лидерство держит Рома и Настя П.!
Обратиться к скороговоркам меня заставило то обстоятельство, что чтение некоторых детей вслух - "хромает". "Хромает" из-за недочитанных окончаний, глотания слогов и плохой дикции.
Давайте посмотрим, уважаемые родители, какие изменения произойдут с речью детей, если мы каждый день будем учиться правильно произносить по 1-2 скороговорки. Хуже ведь не будет, правда?
А теперь предоставляю слово Екатерине Сергеевне Ижик, которая подготовила отличный материал о том, как разнообразить досуг с ребенком с помощью скороговорок.
Они ведь тем и хороши, что являются инструментом общего, а не индивидуального пользования. Кому интересно произносить скороговорку одному в пустой комнате? Никому!
А вот дома с мамой, или в классе с детьми - очень весело
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Каждый взрослый помнит из своего детства хоть парочку скороговорок таких как: "Клара у Карла украла кораллы..." или "На дворе трава, на траве дрова...". А что такое скороговорки, от куда они появились и для чего их придумали? Попробуем ответить на эти вопросы.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Скороговорка - жанр устного народного творчества. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они придумывались для забавы детям и это оказалось очень полезное развлечение, которое помогало ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо и правильно говорить.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а также разучивая скороговорку, ребенок учится обдумывать то, о чем он говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать интонацию, смысл и значение сказанного.
А еще ребенок учится не только говорить, но и слушать. Это ему пригодится уже в школе, когда учитель дает много различной информации. Прослушивание скороговорок помогает концентрироваться на том, что им говорят. И не только слышать, но и понимать то, о чем говорится.
А, кроме того, как уже говорилось выше, это очень веселое развлечение. Дети имеют возможность посмеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас говорит по двадцать пять раз и никак не выговорит. Ведь правда, весело? Вспомните себя в детстве :)
Как учить скороговорки с ребенком? Вот несколько правил:
- вначале нужно произносить скороговорку очень медленно и четко, разбивая ее на слоги. Цель – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно не допустить неправильного произношения;
- после того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы;
- далее – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы шепотом ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу;
- теперь произносите текст вслух без ошибок и медленно;
- можно менять интонацию: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и для развития актерских способностей;
- а теперь пришло время быстро и правильно проговорить скороговорку. Пусть ребенок повторит ее несколько раз.
Вот несколько небольших скороговорок, которые я взяла вот здесь: http://deti-online.com/stihi/skorogovorki/
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
От топота копыт
От топота копыт пыль по полю летит.
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна и Екатерина Сергеевна! Отличная идея! Эксперимент! У меня из 28 ребят двое очень сильно "прихрамывают" в произношении, еще 6 с ослабленным фонематическим слухом, у остальных норма. В других классах параллели обстановка хуже. Мы на уроках примерно раз в неделю читали скороговорки. Надо тоже ввести в систему и ежедневно их проговаривать. Спасибо за полезный пост!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Петровна! "Ищите, и дано будет вам..." - это про меня. Я постоянно в поиске - как улучшить "чтение" детей? Поэтому и затеяла еще один "эксперимент". А еще сегодня бабушка ученицы, сама бывшая учительница, Татьяна Владимировна Птицына, подсказала одну простую и интересную идею. Обязательно попробую на днях и поделюсь результатом!
УдалитьЗдравствуйте, Эльвира Уфатовна, Екатерина Сергеевна. Очень заинтересовалась Вашим экспериментом, обязательно расскажу своим коллегам.Думаю, что полезно будет не только младшим школьникам, но и ребятишкам в средних классах. А также, уверена, что и взрослым не помешает выговаривать скороговорки.
ОтветитьУдалитьВсе правильно и внятно,
Спасибо, Анна Борисовна! Мне очень приятно видеть в гостях директора школы № 53 города Краснодара! А что касается скороговорок, то в книге В. Ф. Шаталова рассказывалось о том, как турнир по скороговоркам проводился в школе раз в две-три недели, и дети были постарше, чем мои, класса с 5. Это был азарт и праздник! Скороговорка требует предельного внимания и самоконтроля, поэтому дети готовились на совесть. Очень интересное действие!
УдалитьЗдравствуйте Эльвира Ульфатовна и" Буквоежки". Хочу подарить Вам один забавный стишок, которому меня научила моя бабушка. Автора, к сожалению. не помню.
ОтветитьУдалить"КАР" - кричит ворона!
"КАРаул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Грош украл он из кармана!
КАРандаш! КАРтонку! Пробку
И красивую коробку!!!"
...Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
"КАК?"- подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо...
" Что ж вы сразу не сказали?
КАРАУЛ! КАРМАН УКРАЛИ!!!"
Думаю, это поможет вам научиться "КАРкать"...?
Вот это да, Ваня! Такое забавное стихотворение! Спасибо! Кстати, сегодня мы с моим сыном тряхнули стариной, устроили дома турнир по скороговоркам, насмеялись вдоволь! Он так и не научился быстро дифференцировать звуки С и Ш, Скороговорка "Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб" далась ему только с 15-й, наверное, попытки. А я всегда спотыкаюсь на К и П. Было здорово!
УдалитьИван, это стихотворение написал Владимир Орлов. Замечательная у тебя бабушка!
УдалитьЭльвира Ульфатовна, мы вчера вечером тоже соревновались в умении проговаривать скороговорки. Весело было... Даже Даня хохотал :):):)
ОтветитьУдалитьБлагодарим, Эльвира Ульфатовна за экспиримент, Катю за правила, по которым надо учить скороговорки ( гораздо легче дело пошло), а Ваню и его бабушку за чудесное стихотворение В. Орлова.
ОтветитьУдалитьМира, пользуйтесь пожалуйста. А Мирославу удачи в этом нелегком задании )))
УдалитьМирослав всегда желает проверить себя в умении произносить скороговорки в классе. Мне это тем удивительно, что обычно на уроке чтения он не слишком активен. Обязательно тренируйтесь, и тогда он тоже будет побеждать!
УдалитьНастя П. и Ксения держат первенство в произнесении скороговорок. Настя на перемене их повторяет с секундомером в руках))) Сегодня пробовали свои силы Настя М., Маша, Мирослав, Влад, Лиза, Ксения, Настя П. и Даша.
ОтветитьУдалитьВ пятницу прошел турнир по скороговоркам. В итоге упорной борьбы победили Маша Б. и Ксения! Поздравляю победителей!
ОтветитьУдалитьНапоминаю, что каждый урок литературного чтения начинается у нас с тренировочных упражнений по произнесению скороговорок. 3-4 минуты. Две минуты - сами, 1-2 минуты - перед всем классом дети пытаются правильно произнести скороговорку. Спрашиваю так: сначала 2-3 желающих, потом - 2-3 тех, кого желаю услышать я. Кстати, сегодня Даниил С. и Амир, которые обычно отказываются произносить скороговорки, мотивируя тем, что у них не получается, после моих слов, что две минуты делаем все возможные попытки, достигли немалых успехов! Высота по имени скороговорка "К полудню Поля полполя прополола" была ими взята! Молодцы!