воскресенье, 15 мая 2016 г.

Пусть растут как трава, или Не бывает развития культуры без требований

Здравствуйте, уважаемые родители и читатели блога!
Как многие современные люди, я редко смотрю телевизор... И тем более избегаю различных ток-шоу. Обсуждения на них чаще всего похожи на базарные разговоры, когда кто громче кричит, тот и прав.
Но мимо этой записи пройти не удалось.
Предлагаю вам послушать обсуждение ситуации по поводу возбуждения уголовного дела против учительницы начальных классов Челябинской области. Почему я заинтересовалась? Прежде всего, очень уважаю Евгения Александровича Ямбурга.
Для справки: Евгений Ямбург - заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор центра образования №109 г. Москвы.
Его книги, как только я с ними познакомилась, стали для меня настольными.

Абсолютно поддерживаю мнение Евгения Александровича - учителя бывают разные, профессия у нас массовая, берут всех. В начальной школе родители имеют право выбрать,  какому педагогу  отдать в класс своего ребенка, если, конечно, позаботились об этом заранее, некоторые классы набираются быстрее, чем другие... Домашнее задание в 1 классе не задается вообще, а если и что-то задается, то имеет только рекомендательный характер и конечно, отметки за него не ставятся... "Дети рождаются разными, одни с голубыми глазами, другие - с карими", т.е. что одному хорошо дается, другой достигает с большим трудом и стрессами, поэтому  не учеба самое главное, а здоровье.
Мы не знаем всех деталей произошедшего, но интересно послушать ваше мнение...
Я вижу, что и в нашем классе есть дети, слишком остро реагирующие на приближающиеся контрольные или проверочные, переживающие за правильно выученное стихотворение, за устное выступление, за решенную задачу и т.д. Есть те, кто спокойно и точно выполняет все мои требования в срок. Есть, конечно, и такие, кто и бровью не ведет, и  мне приходится затратить некоторые усилия, чтобы добиться выполнения всех заданий.
Так нужны ли требования в школе? 
И не могу не прокомментировать прозвучавший в ролике случай с тульской учительницей, вышедшей из себя на уроке литературы в 8 классе. Как раз этот момент я видела почти полностью на днях. И знаете, что меня поразило? Слова диктора примерно в таком роде: против учителя возбудили дело, но она, кажется, уже уволилась... Нет, я и мысли не допускаю, что учитель имеет право так вести себя на уроке, как бы его не выводили ученики... Профессионал должен быть всегда профессионалом. Меня неприятно поразило другое - а дети? Пришли не готовы к уроку литературы (а мы ведь часто сетуем на то, что дети не любят читать), довели учителя, сняли на камеру, видимо, выложили в Интернет... И что? На секундочку представьте, особенно те, кто постарше, что вы бы позволили себе такое поведение в ваше время... Невозможно!
Буду рада, если кто-то захочет высказаться...

9 комментариев:

  1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
    Думаю, коллеги присоединятся к обсуждению этой проблемы.
    Я полностью с Вами согласна: профессионал должен оставаться профессионалом. Ни на миг не оправдываю учителя литературы, вышедшего из себя. Учитель не может не контролировать свои действия и слова. Ученики поступили мерзко. Впрочем, и дети, и взрослые сегодня одинаковы: живут в виртуальном мире, не могут договориться с педагогами, не признаЮт своих ошибок. Легче простого - снять на камеру и выложить всё в Интернет. Наша профессия становится всё опаснее.
    Об учительнице из Златоуста...
    На мой взгляд, родители-жалобщики поступили гнусно. И снова: придите к учителю, поговорите. Не помогло - прямо к заместителю директора или к директору. У нас сегодня, к сожалению, правду ищут сразу в Министерстве образования или у Президента.
    Здесь удивляет позиция родителей: весь год терпеть издевательства над своим ребёнком. Зачем? Переведите к другому учителю. Ведь это просто сделать! Но и учительница не могла не знать, что ЗАПРЕЩЕНО давать домашние задания в первом классе и ставить отметки. Поэтому и она должна была извиниться, а не говорить на камеру: "Да, я строгая!" Ученики имеют право на отдых. Не надо их задерживать на перемене. Ведь то, что не успели выполнить во время урока, не всегда вина учеников.
    Что касается домашнего задания, то я давно выступаю за его отмену. Да-да. Исключительно оставить литературу - чтение книг, историю - чтение документальных источников, английский язык - чтение текстов, запоминание лексики. И всё! Наши ответственные дети сегодня перегружены. Какой толк мне, учителю русского языка и литературы, давать упражнение на списывание? Тот, кто учится хорошо, упражнение и сделает правильно, тот, кто учится неважно, либо спишет, либо не сделает.
    Тему подняли Вы очень острую. Интересно будет познакомиться с мнением коллег и родителей. Может, найдём ответы на вопросы: "А судьи кто?" и "Кто виноват?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте. В полной мере разделяю Вашу позицию по каждому случаю. Грустно, но нечто похожее было у меня в школе буквально недавно. Если педагог не умеет владеть собой, сдерживать свои эмоции, вымещать семейные неурядицы на детях - это уже не педагог. "Сеять разумное, доброе, вечное" у такого педагога уже не получится, вера в него потеряна. Страшно, когда дети "играют" на слабостях педагога и поступают подло, пользуясь запрещенными гаджетами (у нас локальный акт запрещает пользование сотовыми телефонами). Дело вышло тоже за рамки школы, учитель не дожидаясь разборок, уволилась, а имидж школы значительно упал в глазах социума. А его так тяжело восстанавливать. Но и с детками, снявшими на камеру "слабость" учителя, родителям не будет покоя, ничего порядочного из них не вырастет
      Второй случай меня удивил тем, что какое-то время действия педагога, судя по сроку поданной жалобы, были угодны родителям, значит, что-то другое дало толчок. Можно было все решить на уровне школы, а не выносит сор из избы. Но в любом случае, нарушать СанПиН никому не допускается. Их соблюдение строго должно контролироваться администрацией школы, а не только вышестоящими организациями и надзорными органами.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я вчера смотрела этот ролик несколько раз, с интересом вслушиваясь в комментарии Евгения Александровича. Потом читала на Фейсбуке комментарии учителей и родителей... В голосовании, в конце передачи, статистика вышла такая - 89% считают, что прав учитель, 11% - что прав ребенок. Соглашусь в Вашими высказываниями - надо уметь строить конструктивные диалоги и детям, и родителям, и учителям. скандалом?
      Не стричь всех под одну гребенку - вот урок, который должен вынести учитель из этого случая, как мне кажется. Личностно-ориентированное обучение прописано у нас во ФГОС, а Стандарт - тот указатель, на который надо равняться.
      Вопрос с домашним заданием - сложный и спорный. Предлагаю Вам обязательно познакомиться с опубликованным постом ДОмашнее задание отменяется? в Блоге Ассоциации участников учитель года города Краснодара. Я периодически возвращаюсь к этому посту и особенно - к комментариям к нему.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Борисовна! Слушая разбор полетов про учителя начальной школы, я очень жалела того ребенка, который несколько месяцев мучился, пытаясь выполнять непосильные для него задания. И действительно странно, что родители продлевали эту муку. Мы не знаем всей подноготной, поэтому и рассуждаем только в самых общих чертах... Периодически такие ситуации всплывают в СМИ и по телевизору, словно идет незримая война между родителями и учениками, со взаимными обвинениями и упреками. А ведь мы должны быть единой командой. "Выгорание учителя в 2,5 раза выше, чем выгорание сотрудников МВД", людей, которые видят насилие каждый день. Страшно... И идет это от непонимания друг друга.

      Удалить
  2. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте!
    Я согласна с Евгением Александровичем, что все дети разные и что нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся.И нагрузка должна быть соответствующей. Жаль, что родители не вникая в процесс обучения, становятся на позицию "Бедный ребенок, ему столько задают". Забывая о том, что дети познают мир, что они изучают его. И ему необходимо развиваться, учиться систематизировать свои знания,анализировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Мы - учителя, всегда будем стоять за честь мундира, но СанПиН нарушать нельзя. Домашнего задания в 1 классе нет, и я всегда заранее объясняла, что если я что-то рекомендую сделать, то это только рекомендация, и всегда можно и нужно ставить меня в известность, где появляются трудности... Это позволит скорректировать мои требования, ведь только наши общие совместные усилия приведут к желаемому результату.
      Но вот в старших классах (говорю как мама сына-подростка), считаю, что домашнее задание должно быть обязательным и проверяемым. Я вообще искренне сочувствую учителям средней школы, им очень трудно заставить работать эту вечно бунтующую субстанцию. Но срываться - недопустимо, просто потому что это - слабость, а подростки - люди жестокие и признают только силу, не физическую, а силу духа, и всегда уважают и преклоняются перед Мастером своего дела.

      Удалить
  3. Спасибо, Эльвира Ульфатовна, что затронули такую важную проблему.
    Выскажу своё мнение: помимо того, что учитель был не прав, очень-очень осуждаю ученика, который сделал эту видеозапись и выложил её в интернет.
    Это как же ребенок всё рассчитал!
    Представляете ситуацию? Учитель, доведенный до бешенства (неизвестно ещё, что было до начала записи) за гранью истерики, пытается из последних сил что-то сказать, а "ребятки" сидят тихо-тихо, послушно-послушно...И никто даже не пытается возразить.
    В реальной перепалке с учителем как ведут себя "нормальные подростки" (а ведь это 8 класс!)??? Они возражают, отстаивают своё мнение, выкрикивают что-то вроде "вы не имеете права так с нами разговаривать!". А тут сидят тихо-тихо...
    Значит они все знали, что ведется видеозапись.
    Значит это была спланированная операция.
    Мне страшно, что сейчас возможны такие ситуации.
    Откуда столько ненависти?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А ведь Вы правы... Именно это и поставило меня в замешательство при просмотре той записи - как тихо сидят дети, как украдкой поглядывают на камеру... Месть? Итог той незримой войны, которая велась между учителем и его учениками... Что было ее началом? Требования учителя? Непосильные требования или вполне выполнимые? Мы опять возвращаемся к началу. Если не приучить детей к тому, что любой успех достигается лишь неромантичным трудом, привычкой заставлять себя работать, даже когда не хочется, какое поколение можно вырастить?
      Мера, везде нужна мера! А вот ее выбор остается на совести родителя и на степени профессионализма учителя.

      Удалить
  4. Эльвира Ульфатовна,здравствуйте! Достаточное количество времени размышляла и приняла решение присоединиться.Что вижу в данной ситуации я.Начнём с подготовишек. Садики всегда готовили и будут готовить детей в школу.Они-люди подневольные для всех и вся,как и мы,впрочем.В подготовительной группе (сама была свидетелем) каждый вечер родители забирали чадо домой с установкой на занятия.А это-письмо и математика.Пусть немножко,но задавалось.Никто не роптал!Было чёткое осознание для кого и для чего это надо.Дети и родители постепенно приучались к ответственности.С новым временем-новые причуды тех,кто сидит высоко и далеко и "мастерит"законы. Садиковские коллеги и сейчас готовят малышей в школу. И задают многие на свой страх и риск!И вот придя в школу,вдруг ничего и никому нельзя задавать.Ох,как рады те родители,которые твёрдо знают права и законы! Ничего не надо делать! И с первых шагов ребёнка в школе мы получаем лодыря, которому со второго класса катастрофически тяжело привыкать к ежедневным заданиям.Я считаю,что задавать надо и с первого класса,например,докрасить картинку в прописях,ведь на них почти никогда не хватает времени на уроке.Рассказать о том,что было на устных уроках.Это и есть триединое сотрудничество с первых шагов ребёнка в школе.В нынешней ситуации одни законом,как знаменем,размахивают,для других он является средством бичевания.Во время "здесь и сейчас" многие учителя остаются без поддержки родителей.Но теряет и ребёнок! Когда дома никто не интересуется его успехами и не предлагает руку помощи в случае неудачи,самый способный перестанет стараться,а слабый не чувствует поддержки.А зачем?
    За учителя из Златоуста заступлюсь во многом.Нас сближает почти равный стаж.Скорей всего коллега не достучалась до родителей по многим вопросам и взяла на себя их функции.Учит с детьми стихи? Значит,увидела у ребят проблемы с памятью.Строга? Но простите,нынешние дети не все воспринимают устную информацию в спокойном тоне и хотя бы с третьего раза.И не всегда это их вина.Я увидела учителя,который хочет дать знания детям,ответственного и...измученного.Знать законы надо, но практикующему учителю ситуация с детьми виднее.Друзья мои,иначе мы получим непедагогические вопли отчаявшегося педагога в дальнейшем,если с первого класса никому ничего не надо...
    С уважением.

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png