Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее.
Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим некоторые из них.
1.Загадка в виде вопроса
Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)
2. Перечисление действий предмета без его называния
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)
3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (используются признаки предмета - прилагательные)
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
4.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (образ предмета заменяется другим, похожим: мышка сравнивается с белым шариком, например):
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
5.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
6.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное. Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются. Поиграйте со словом: "На что похож предмет? С чем его можно сравнить? У какого предмета есть еще такие же признаки?" Задание это очень интересное и очень полезное для детей!
Алгоритм составления загадки:
1. Загадать предмет
2. Выделить признаки
3. Выделенный признак сравнить со схожим признаком другого предмета
Желаю удачи!
Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим некоторые из них.
1.Загадка в виде вопроса
Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)
Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)
2. Перечисление действий предмета без его называния
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)
3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (используются признаки предмета - прилагательные)
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
4.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (образ предмета заменяется другим, похожим: мышка сравнивается с белым шариком, например):
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
5.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
6.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное. Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются. Поиграйте со словом: "На что похож предмет? С чем его можно сравнить? У какого предмета есть еще такие же признаки?" Задание это очень интересное и очень полезное для детей!
Алгоритм составления загадки:
1. Загадать предмет
2. Выделить признаки
3. Выделенный признак сравнить со схожим признаком другого предмета
Желаю удачи!
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Интересный алгоритм. Попробовала - вот что получилось:
ОтветитьУдалитьНа стене сидит, всё время молчит. А как заговорит - все замолкают. (Школьный звонок на урок)
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Ваша загадка заставила улыбнуться :) Отличное начало! Посмотрим, что завтра получится у детей. Сегодня Матвей придумал интересную загадку про одну ягоду (очень известную), заметил некоторые не бросающиеся в глаза особенности. Я попросила его добавить еще строчку, чтобы стало понятнее. Ждем-с...
УдалитьИрина Валерьевна, улыбнулась, читая вашу загадку. Попробую завтра своим школьникам загадать)))
УдалитьОчень рада, что смогла порадовать Вас :)
УдалитьСпасибо, Эльвира Ульфатовна! Воспользуемся с ребятами Вашими подсказками при создании загадок!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, ребята! Вот моя загадка: "Красная, как клубника, сладкая, как конфета, ароматная, как цветок, мелкая, как смородина, полезная, как мед, растет в лесу". Что это?
ОтветитьУдалитьОчень интересно и увлекательно, оказалось составлять загадки. Первую немного Вадику помогла, а со второй легко справился сам. Спасибо за пост-подсказку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Интересно будет потом поотгадывать загадки от Буквоежек! :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Меня зовут Екатерина. Моему сыну задали сочинить во 2 классе 5 загадок. И я хотела поделиться, что у нас получилось благодаря вашей статье.
ОтветитьУдалить1) Вещи носит милый друг, помогает людям. На рыбалке - рыбаку и в походе леснику, помогает всюду. И в учебный год ребятам помогать он будет. (рюкзак).
2) Белый карандаш в руке. На асфальте и доске пишет очень смело. Все ребята во дворе называют... (мелом)
3) Белый лист, за ним второй, книга открывает. Можно смело рисовать на нем. Ни кто не за ругает. (альбом)
4) Умная книга нас учит добру. В жизни нам помогает. Сколько праздников в году? Каждый второклассник знает. (окружающий мир)
5) От ворот и до ворот, скачет круглый колобок. (мяч)
про мяч как то не очень получилось, чего то не хватает. Спасибо за внимание. :)