суббота, 3 декабря 2016 г.

Растения леса, или Как мы работаем сообща

Думаю, что каждый учитель использует на устных предметах такой вид домашней работы как подготовка сообщения на определенную тему. Очень впечатляет, если ребята это делают с визуальной поддержкой, т.е. готовят презентацию.
Но с чем тут можно столкнуться?
Слишком длинное, монотонное выступление учащихся, неподходящие фотографии, скучная сухая неинтересная информация, непонятные научные термины,  который сам выступающий не в силах объяснить, нехватка времени на уроке на разбор ошибок, нехватка времени для выслушивания всех желающих...
В нашем классе нет такой проблемы.
Мы обычно готовим одну совместную работу, где текст и тема каждого знакома всем ребятам заранее, до урока. Я, как учитель, имею возможность подсказать, направить, прокомментировать, провести работу над ошибками до того момента, как ребенок выйдет к доске. Удобно? Еще бы!
Расскажу подробнее...
Что значит совместная работа детей, например, работа над созданием общей презентации? В нашем классе это - работа в презентации Google.

Такой вид деятельности мы используем со 2-ого класса.
Например, в качестве домашнего задания на неделю детям предложено подготовить сообщение с презентационным сопровождением по выбранной теме, причем критерии устного выступления и информации на слайде известны детям заранее.
Темы уроков, которые я считала подходящими для такого "перевернутого" сценария уроков: "Осень", 
"Наши любимцы",  
"Всемирное наследие",
"Жилища разных народов России и мира", 
"Как разные животные к зиме готовятся",  
"Мир небесных тел"
"Полезные ископаемые",
 "Путешествие по..."
"Красная книга Краснодарского края".

Чему учатся дети?
Поиску информации, ее отбору, краткому формулированию мыслей, приемам редактирования текста, правильному оформлению предложений, само- и взаимооцениванию. В течение недели ребята работают на своем слайде по критериям, а я проверяю работу ежедневно и оставляю свои замечания или пожелания. Дети учатся возвращаться к уже сделанной работе и вносить коррективы. Помимо этого ребята знакомятся с содержанием слайда своих одноклассников и также оставляют им свои комментарии - это очень важно для формирования всех видов УУД.
После - на уроке - конференция, где заслушиваются все сообщения. Проходит обычно у нас такой урок легко и с пользой, ведь ребята уже знакомы в общем виде с содержанием, дают оценку выступлению и задают уточняющие вопросы.

  Вот и в этот раз работа строилась по знакомому сценарию. Буквоежки должны были создать 1 слайд по теме "Растения леса".
 Не обошлось без трудностей. Кто-то не осознал, что тема презентации предполагает рассказ о растениях конкретной природной зоны, кто-то - что тема наших уроков - природные зоны России. Также, как и прежде, учились редактировать текст, сокращая ненужные сухие факты и стараясь разместить интересную информацию на слайде. Были повторы, от которых пришлось избавляться. Кстати, дети мои уже поняли, что лучше с самого начала "застолбить" объект, разместив на слайде его название и свое имя.
В итоге работа выглядит вот так:
Посмотреть на большом экране можно здесь
Но вот дальше будут отличия.
В этот раз не будет урока-конференции, на котором мы обычно заслушивали всех участников. Поэтому критерии и были слегка изменены и увеличено количество текста до 5-7 предложений. В 21.00 в субботу (сегодня) доступ для редактирования к презентации будет закрыт и следующий этапа - прочитать и рассмотреть презентацию, составить 5 вопросов по содержанию слайдов, которые позволят увидеть, понял ли одноклассник текст. Мы это называем "перестрелка". Дети любят задавать заготовленные заранее вопросы, но в нашем классе вопрос может задать тот, кто ответил на предыдущий.
Какие могут быть вопросы?
Например:
Какое растение имеет птичье название?
С помощью чего защищается растение, изображенное на гербе Тульской области?
Это растение в давние времена подвешивали на праздник корнями вверх.
Как называется растение, которое произрастает в еловых лесах России и умеет прятать свои листики?
В какое полезное ископаемое умеет превращаться мох?
И т.д...
Желаю удачи своим Буквоежкам! Презентация получилась интересной и содержательной!

P.S. Свои вопросы, ребята, пишете в тетрадь по окружающему миру. По желанию можно продублировать их здесь, в комментарии, это даст возможность вашим одноклассникам подготовиться, что будет очень полезно :)

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Мне нравится Ваш подход к коллективной работе. Все работают сообща, учатся договариваться о том, кто и что будет освещать, а в итоге отличный результат и совместная презентация-сопровождение доклада на заданную тематику.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Вижу по детям, что такой вид работы не только более интересен, но и более эффективен. Оттого, что дети получают более глубокие предметные знания, у них формируется метапредметность - умение сравнивать и обобщать в частности, а не только слушать и запоминать. И, конечно, командная работа налицо.

      Удалить
  2. Идея "перестрелки" вопросами по презентации замечательная, Эльвира Ульфатовна! Возьму на вооружение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Мне очень нравится, сразу видно детей, которые не только вопросы составили, но и внимательно прочитали текст ;) К тому же - отличная возможность провести работу над ошибками, поговорить об уместности определенной информации на слайде, как ее лучше преподносить, чтобы потом получились интересные вопросы. Замечательно сегодня прошла первая половина урока. Будем продолжать в том же духе :)

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png