четверг, 10 декабря 2015 г.

Работаем с картой знаний на уроке окружающего мира

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования подробно говорится о планируемых результатах выпускника начальной школы.

Дети должны уметь обобщать, систематизировать, классифицировать. Выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ставить перед собой учебную задачи и находить пути к ее достижению. Уметь общаться, договариваться и сотрудничать.

На урок окружающего мира в этот раз ребята пришли подготовленными. В блоге за два дня до урока был опубликован пост, позволяющий хорошо изучить материал по теме "Мир животных". Домашнее задание по желанию составить ментальную карту "Земноводные" или "Пресмыкающиеся" выполнили 7 человек (ссылки на детские интерактивные листы в таблице)
Урок получился почти "перевернутым". По прочитанному и изученному материалу на тему "Мир животных" дети в группах составляли ментальные карты. Я только ходила, наблюдала, иногда подсказывала... Несмотря на то, что работа была в группе, дети выполняли карту каждый в своей тетради. Мы уже это умеем. Так у нас пока получается лучше, чем когда мы делаем одну общую работу. Все-таки распределять роли - это очень трудно. Поэтому не стала отвлекать детей этим действием на уроке.






Полностью закончить карту не удалось никому, но это не было целью. Главное - дети учились универсальным учебным действиям, которые пригодятся им на любом уроке и не только. Умение видеть картину целиком или наоборот, разложить ее на составляющие - трудное умение. Информацию надо уметь структурировать. Ментальная карта этому отлично учит.
 Саша
 Вова
 Рома
Даша Д.
Карты у групп получились одинаковые (содержание), что очень меня порадовало. А вот умение структурировать и оформить правильно дается еще не всем. Но мы будем учиться!
В конце урока я собрала тетради для проверки и  в таблицу я внесла степень успешности детей.
Карту дома надо закончить, либо нарисовать новую, если не устраивает вариант на уроке. 

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Самое сложное для меня в "перевернутом" уроке включить в работу ВСЕХ учеников... Ваши ребята отлично справились с заданием, молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Анна Анатольевна, не только у Вас...
      Эльвира Ульфатовна, спасибо за рассказ о работе Ваших ребят, они за урок столько успели)))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Когда планировала урок, даже как-то не подумала, что он будет "перевернутым" :) Хотелось только, чтобы дети были задействованы, а не выступали в роли пассивных слушателей.

      Удалить
  2. Зравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    С интересом рассматривала карты. Использую эту технику в своей работе. С малышами делали ментальные карты с помощью рисунков и коллажирования. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Представляю, как это интересно и трудно с малышами :) ЗдОрово! Я сама о ментальных картах узнала несколько лет назад, но как оказалось, в школе так пыталась запоминать большой объем. Рисовала себе что-то вроде карты, не зная, что изобретаю велосипед. Очень удобно и главное - очень понятно.

      Удалить
  3. Здравстуйте, Эльвира Ульфатовна. Спасибо, что показали и рассказали нам, как прошел ваш урок. И хочу отметить, что не зря Вы столько времени уделяете обучению детей работать в команде и быть одним целым в выполнении поставленной задачи (так бывает не всегда). Безусловно это пригодится им в жизни. И могу сказать, что Денис уже чувствует важность этого навыка, он каждый раз после такой работы четко определяет, что получилось и что нет и самое важное, что он отлично понимает причину, по которой что-то пошло неправильно в совместной работе. Ментальную карту с ним проанализировали и он понял свою ошибку, обязательно исправит ее к следующему уроку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Спасибо Вам за рассказ! Рефлексия очень важна, особенно когда она проходит вот так - по горячим следам и для самого себя. Не зря говорят - на ошибках учишься. Ребята уже знают, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ничего не делать нельзя, это очень скучно :)
      Мы вот никак не научимся работать в команде вполголоса, не мешая друг другу. Поэтому периодически призываю команды к порядку. Что поделать, мои Буквоежки очень эмоциональны :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Я каждый раз читая Ваши посты, думаю - как же повезёт учителям среднего звена, которые будут работать в Вашем классе! Это же сколько нервов и сил Вы им экономите, научив ребят таким важным навыкам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Алексеевна! Мы растем-растем, на радость мне и родителям. Очень надеюсь, что Буквоежкам будет легко в среднем звене, ведь каждый раз просто душу вкладываешь в детей :) А будет ли легко с ними другим учителям - время покажет!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Присоединяюсь к словам Юлии Александровны - как же повезёт учителям, которые будут работать с буквоежками в среднем звене! Они умеют ТАК много, что, наверное, в чём-то будут даже впереди учителя!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я очень надеюсь, что все то, что умеют мои дети, пригодится им в дальней жизни в школе, чтобы эти навыки были востребованы. А там... Опять же - время покажет :)

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png