пятница, 18 апреля 2014 г.

Пропуск букв и как с ним бороться

Проблема пропуска букв - одна из основных в правописании.

Наши дети выучили написание всех букв, и теперь мы уже можем писать под диктовку или списать небольшой текст. Тексты короткие, слова тоже, но ... родители в панике. Пропуск букв! И где? Там, где казалось бы, и пропустить ее невозможно.
Я, как учитель, не в панике, а в поиске. Почему это происходит?

Вкратце это происходит по трем причинам:
1. Недостаточно развит фонематический слух
2. Недостаточно развито внимание
3. Низкий уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка

Вот тут остановлюсь поподробнее.

Фонематический слух - это умение дифференцировать звуки речи. Этому умению на уроке обучения грамоте уделяется самое пристальное внимание - мы составляем схемы слов-картинок "бусинками", как говорят мои ребятишки.
Особенно им нравится выходить к нашей интерактивной доске при выполнении этого задания. Что можно делать дома?

«Словесный мяч»
 Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус – слово – окно и т. д. Но играть можно по-разному: называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.
Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

"Словесные цепочки"
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз – бузина – народ – родник – никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

«Бухгалтер»
  Взрослый называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, взрослый говорит: «Дым, луг – вторая буква».
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы взрослый попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.
Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

«Виселица, или Балда»
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна.
Правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.
Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н . Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда». Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово – победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.

Я специально подыскивала такие игры, в которые легко играть с ребенком в дороге или в ожидании своей очереди к врачу, например.


Но есть у меня в классе дети, которые хорошо справляются с фонетическим разбором слова, но все равно при письме пропускают буквы, даже когда диктует себе вслух.
 Здесь можно говорить о недостаточном развитии внимания и сделать акцент на формировании орфографической зоркости.

«Найди ошибку»
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами. При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
 -ударные гласные,
 -согласные, которые стоят перед гласными.
 -букву ь, когда она стоит после согласного.

Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв, можно начать с выполнения такого упражнения:
«Сравнение правильного и неправильного слова»
 Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву. Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете.


 Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач. Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.
 «Сохрани слово в секрете».
 Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь». Главное в этом упражнении - долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.
 «Спрячь букву». Инструкция ребенку: « За буквой «а» охотится акула. Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки» Текст: « Наступила ранняя весна.» В тетради получится: «Н.ступил. р.нняя весн. .»
 Для более взрослых детей хорошо такое упражнение.
Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать.
 Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом.
 «Можешь ли ты делать два дела сразу?»
 Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

Еще упражнения на развитие внимания:

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма (Проверяла не раз - работает!)

Кстати, при контрольном списывании из 26 работ было только 3 работы с пропуском букв! Дети знали, ЧТО пишут, и поэтому очень старались. Результат для контрольной неплохой, но... Рабочие тетради иногда ужасают...

 К сожалению, найти авторов данных упражнений в Сети не нашла, на разных сайтах существуют разные версии пересказа одного и того же материала без первоисточников, поэтому пишу: "По материалам сети Интернет".
Адрес картинки

11 комментариев:

  1. Спасибо за полезный пост, Эльвира Ульфатовна! Пропуск букв - это, действительно, проблема! Я тоже с ней столкнулась! Посоветую родителям такие словесные игры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Наблюдая за своими детьми, поняла, что пропускают буквы они по разным причинам, но низкий уровень самоконтроля - преобладает. Вот и боремся! Рада, если моя подборка и Вам пригодится!

      Удалить
  2. Добрый вечер Эльвира Ульфатовна, огромное спасибо за такое количество вариантов работы над ошибками и все в игровой форме! Мы часто играем в " Балду", но правила немного другие - не говорится последняя буква слова, а выигрывает тот игрок, после хода которого, при добавлении буквы, слово теряет смысл. Таким образом конечный результат нередко становится веселым сюрпризом и для самого ведущего. А теперь перепробуем все, предложенные варианты и посмотрим - что получится лучше всего и без " надо", а только на одном желании поиграть! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мира Анатольевна! Заинтересовали игрой... А можно поподробнее? Думаю, ребятам понравится! Кстати, в классе самой трудной игрой была игра "Слоговая цепочка" - где надо было составить слово не на последнюю букву, а на последний слог.

      Удалить
    2. Добрый день, Эльвира Ульфатовна. Попробую объяснить на самом простом примере правила этой игры: допустим, ведущий задумал слово "ДОМ", назвал первую букву, игроки по очереди угадали заданное слово, но следующий участник может выиграть, добавив букву "А" - ведь есть такое слово - " ДОМА" и оно имеет смысл ( не важно, что у него другое число, или падеж - здесь главное расширить лексикон ребенка и включить его фантазию. С длинными словами еще интереснее!). А еще есть игра, где ведущий загадывает слово, называет первую букву, а игроки по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить только "ДА" или "НЕТ". Например: задуманное слово "КОРОВА" - вопросы: " это домашнее животное?" - "да"; "это кот?" - "нет"; " это животное травоядное"- " да" и т. д. Выигрывает, отгадавший последнюю букву и , соответственно - целое слово. (Игра учит детей правильно формулировать предложения, развивает память, обогащает словарный запас. )

      Удалить
  3. Спасибо, материал очень важный. Ведь проблема пропуска букв сохраняется и в среднем звене. Ваш материал, Эльвира Ульфатовна обязательно посоветую коллегам и родителям

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Необъяснимый пропуск букв в словах - одна из главных проблем правописания в начальной школе. Игры помогут ребятам преодолеть эту проблему. Спасибо за подборку!

    ОтветитьУдалить
  5. Эльвира Ульфатовна, спасибо за полезную информацию. Эта проблема нам очень знакома и Денис очень из-за этого переживает. Обязательно будем тренироваться с помощью игр, которые Вы описали.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Я предлагаю вашим ребятам шуточное стихотворение-запоминалочку "о дружбе согласных и гласных букв". Может поможет?
    Буковки "Согласные"
    Не со всем согласные.
    Они шипят,
    Они рычат,
    Они мычат,
    Они пыхтят!
    И как-то буквы "Гласные"
    Вдруг встретились с "Согласными"
    И подружились буковки
    Навеки, навсегда!
    "Согласные" и "Гласные"
    Теперь друзья прекрасные,
    Они не разлучаются
    Нигде и никогда!
    И кончилось шипение,
    Рычание, мычание,
    А появилось пение,
    Прекраснейшее пение!
    Ребята! Не теряйте
    Буквы никогда!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, уважаемая Эльвира Ульфатовна! У меня в 3 классе есть ребята, которые часто пропускают буквы, поэтому материал очень для меня актуален. Очень интересные задание на развитие самоконтроля и саморегуляции.Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png