понедельник, 5 октября 2015 г.

Как мы читали рассказы В. Драгунского (обобщение)

 Целый месяц мы читали веселые, забавные, юмористические и в то же время заставляющие задуматься произведения Виткора Юзефовича Драгунского. Весь необходимый материал я нашла на сайте Nachalka.com  на странице "Литературный марафон "Денискины рассказы"

Знакомство с произведениями Драгунского строилось в три этапа.

Сначала - ознакомительный пост в "Буквоежке".
Потом - в классе прошла викторина по его произведениям. Она показала, насколько дети готовы, выявила их знания по теме. Чуть позже, для желающих, викторина была открыта в блоге. Здесь можно посмотреть, кто и как ответил в Сети. Желтым выделены правильные ответы.
Баллы выставлены в таблицу "Шаги к успеху", причем у детей, которые не сразу дали
правильные ответы, выставлены средние арифметические.

Следующий этап - создание кроссворда или фоторобота. 
Этот этап помог детям глубже вчитаться в текст, учил их формулировать вопросы и использовать разные виды чтения. 
Результаты своей работы с кроссвордами ребята также отмечали в таблице, делая пометку в ячейке "Кроссворд готов", опять же отмечая цветом степень самостоятельности при его составлении (желтый - составлял вопросы сам, красный - иногда требовалась помощь взрослых, синий - помощь требовалась постоянно).

Следующий этап - самый объемный, сложный, потому что опробован был впервые - прошел просто с блеском. Ребята должны были создать диафильм. Расскажу подробнее, как проходила работа.
Сначала, как обычно, ознакомительный пост в блоге.
Потом в классе я разделила детей на группы по 4 человека. К счастью, у меня 28 детей, значит, группы были в полном составе. Я не разрешила делиться по желанию, и на то были причины... В итоге все решил случай - я написала на листочках цифры от 1 до 7 четыре раза и дети сами вытягивали, кому какая досталась. Цифра обозначала номер команды. Конечно, сначала были огорчения, ведь друзья хотели попасть в одну группу друг с другом, но... Ребята должны уметь работать в команде даже с тем, с кем мало общаются в обычной жизни в классе. Так что меняться было уже нельзя.

Дальше началось главное. Диафильм - это иллюстрация + текст. Иллюстрации можно было сделать двумя способами - постановочными фотографиями или рисунками. Но чтобы начать рисовать, надо...

Мы выяснили, что первое, что надо сделать для создания диафильма - это разделить текст на части и составить его план. Дети выбирали рассказ В. Драгунского (сами) и начали работать над планом. Иногда на перемене, но чаще дома, а в школе только обменивались мнениями, что оставить, что убрать. Я каждый урок литературного чтения спрашивала, как продвигаются дела, что получается, где нужна помощь. Если видела, что кто-то тянет одеяло на себя или, наоборот, отлынивает, помогала организоваться.

 Что делаем сейчас? Когда закончим? Что потом? Когда надо быть готовым? Какова твоя часть работы? Что ты уже сделал? Разговаривала с детьми группой или по одному, давала советы или хвалила за оперативность.
Дети всю неделю на переменах вели себя как обычно, но нет-нет я слышала, что работа в группе кипит. Особенно понравилась ребятам возможность делать постановочные фото...

Конечно, без помощи родителей - никуда. И это самый щекотливый вопрос... Делали бы мои дети все так хорошо и качественно без помощи мам? Нет. И мне совсем не стыдно в этом признаваться - мамы моих учеников мои самые главные помощники. Они заинтересованы и активны! Может, потому что у них такая же учительница ;) После объявления о подготовке к созданию диафильма одна мамочка позвонила мне и сказала: "Вы нас озадачили диафильмом, теперь можно мы Вас озадачим вопросами?" Да всегда пожалуйста!

В итоге мы создали 7 замечательных диафильмов по рассказам Виктора Драгунского.

Для себя я вынесла несколько замечаний:
1.  Точнее и подробно прописывать критерии, особенно если хочу, чтобы работы были в одном стиле.
2. Тот, кто делает монтаж, должен получить больше снимков, чем запланировано в презентации.
3. Текст из произведений под фото или рисунки дети могут не только писать от руки, но и набирать на компьютере и пересылать друг другу по электронной почте. Тогда тому, кто собирает презентацию, не придется долго печатать, а можно будет скопировать и вставить.
4. Обменяться перед следующей совместной работой электронными адресами.

Свою работу над созданием диафильма ребята оценивали сами. Командную работу, подчеркиваю. Поэтому в классе мы ответили на вопросы бланка самооценки "Как я работал в команде" и поставили отметки в таблице "Шаги к успеху"

А работу над диафильмами друг друга ребята оценили в комментариях. Молодцы, Ульяна, Настя П., Денис, Вадим, Рома, Ксения, Лиза, Матвей Т., Даша А., Влад Г., Лёва! Благодарю вас за то, что вы не только посмотрели, но и прокомментировали работы своих одноклассников!

Но еще я хотела бы узнать, чему же ребята научились на этом этапе.  Поэтому попрошу вас, Буквоежки, ответить на вопросы анкеты.




Думаю, мои Буквоежки запомнят рассказы Виктора Драгунского на всю жизнь...

Следующий месяц мы будем читать волшебные сказки. Ах, эти сказки!...
 И не забываем заполнять таблицу, ребята!

11 комментариев:

  1. Эльвира Ульфатовна, поздравляю с завершением большой работы, не только ребят, но и Вашей. С большим вниманием следила за этапами Вашего проекта. Скажите, пожалуйста, что читать Вы выбираете, или программа есть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Вячеславовна! Спасибо за внимание к нам и нашей работе. При подготовке мне очень помогает сайт Nachalka.com. Очень советую Вам стать его постоянным читателем и активным участником! Специальной программы нет. Я проштудировала учебник по литературному чтению (у нас "Перспектива"), проштудировала немало списков рекомендуемой литературы для начальной школы, вспомнила, что сама любила в детстве :) Предмета "Внеклассное чтение" нет в школьной программе, это наша внеурочная деятельность. Поэтому, когда учитель не стеснен рекомендациями сверху, можно развернуться :) Моя задача - привить детям привычку читать... Вот и идем вместе с родителями к этой цели.

      Удалить
  2. Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за такую многогранную работу! Думаю, всем детям было интересно проявлять себя творчески! Конечно, дети еще не могут делать все самостоятельно, но нам, родителям, интересно им помогать :-) А то, что работа была поэтапная делала еще более яркой и насыщенной!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Самвеловна! Детям точно было интересно! Но ... не всем. Я ведь наблюдала, и обратила внимание, что два человека не заинтересовались. Но ничего, я взяла этих детей на заметку :) А родители тоже разные... Но все ребята справились, а значит, все родители в любой степени приняли участие и помогли. Это здорово! Теперь жду результаты анкеты. Спасибо Роме, что ответил!

      Удалить
  3. Эльвира Ульфатовна, я тоже хочу сказать Вам спасибо за интересное задание. В процессе работы даже обнаружили новые таланты:) Возможно и не все сделано как было задумано, или как запланировано, но в целом работой очень довольны и надеемся, что еще ни раз будет возможность создать диафильм. А дети все большие молодцы, постарались на славу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна и Денис! Ну про таланты - вообще отдельная песня! Это что-то удивительное! Такие артистичные дети или такие талантливые художники! Или организаторы! Выдумщики! Генераторы идей! Можно говорить бесконечно :) Я и сама была поражена :)
      Думаю, что мы обязательно повторим такую работу, как создание диафильма. Очень многим ребятам понравилось:)

      Удалить
  4. Рома, Денис, Святослав, Матвей Т. - большое спасибо вам, что уже ответили на вопросы анкеты! Жду остальных ребят! И кстати, ответ отправляем только один раз!

    ОтветитьУдалить
  5. Как всегда, Эльвира Ульфатовна, вы удивили и очень порадовали нас новым заданием по внеклассному чтению. Конечно ребята привыкли к более привычным заданиям - как кроссворд, а тут -ДИАФИЛЬМ. Что это? Как сделать ? Вопросов было много, поэтому Вас периодически и дети, и мы родители озадачивали своими вопросами и расспросами. Но работа получилась у всех великолепная. Работа в команде - это всегда интереснее и полезнее для детей. Спасибо Вам за творческий подход к рассказам Драгунского. Уверенна, что наша "Спортивная семейка" и детям своим будут рассказывать про 3-е место в стиле баттерфляй... Очень внимательно рассматривала таблицу самооценок наших Буквоежик и поняла, что все очень серьезно и требовательно к себе относятся, а порой, может даже, и недооценивают немного себя. Но наверное, это лучше, чем сразу переоценить себя и не к чему не стремиться. С нетерпением ждем от вас, Эльвира Ульфатовна, новое задание на октябрь по русским народным сказкам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Петровна! Глаза боятся, а руки делают - это про нас :) Спасибо Вам за поддержку! Я тоже, когда наблюдала за тем, как дети себя оценивают, иногда удивлялась и даже комментировала, подсказывала, что вот здесь отличился, вот здесь все хорошо получалось... Дети с трудом оценивают свои успехи, вот мы и учимся.
      Так что теперь - читаем сказки! Пока - читаем... Потом - начнем с викторины :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Какая же Вы молодец - так систематично подошли к изучению книг! Браво! А ребята очень многому научились!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мы все старались! И ребята - особенно! Идем вперед маленькими шажками, но главное - идем :) Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png