понедельник, 14 июля 2014 г.

Как мы учились играть, или Вспоминаем школьный лагерь

В нашем школьном летнем лагере жизнь была очень насыщенной. Театральные представления, походы в музей, развлекательные программы, бассейн и игры.

А еще игры в классе, игры на свежем воздухе, игры подвижные и тихие... Мне хотелось научить детей играть в них так же самозабвенно, как когда-то играли и мы.

Спасибо Елене Вячеславовне за замечательные подборки игр - "Игры нашего двора" и "Игры нашего двора (часть 2)

Но тут начались первые трудности.

Прежде всего  - в лагере появились планшеты и телефоны, которые обычно запрещены. Телефон - это отдельная тема для разговора. Запретить носить телефоны в школу я не могу и не хочу, потому что сама мама, и знаю, как важно, чтобы ребенок был на связи. Телефон нужен для того, чтобы позвонить родителям и сказать, что сын или дочка благополучно дошли до школы или уже направляются домой. Всё! Играть в игры на телефоне - нельзя! В лагере, в школе - нельзя! Рядом - друзья, с которыми надо уметь общаться, строить отношения, уметь договариваться, а сидеть, уткнувшись в телефон, можно и дома одному.



Следующая трудность - собрать детей вместе для общей игры. Дети были из разных классов, у них уже сформировались дружеские отношения с кем-либо, и расширять свой уютный маленький кружок хотели не все. Конечно, всегда есть активные, полные энергии и энтузиазма ребята, но мне ведь хотелось помочь всем завести новых друзей! Попытавшись собрать детей на улице в одну общую команду, я потерпела фиаско и решила пойти другим путем.

Сначала в классе мы всем отрядом устроили мозговой штурм и назвали те игры, которые знают дети и которые требуют большой компании.

Список получился таким:
Летели гуси
Гуси-лебеди
Выбивной
Футбол
Козел
Горячая картошка
Кошки-мышки
Цепи
Светофор
Салочки
Выше ножки от земли
Краски
Жмурки
Лисичка
Третий лишний

Как оказалось позже, правила этих игр дети знают плохо, но это не беда. Всегда есть я и почти всемогущий Google :-)

Дело за малым - придумать, как заставить ребят почувствовать вкус и прелесть активных совместных игр.

 На ходу родилось название "Марафон игр" и реквизит - "Волшебная шкатулка" (обычная коробка). В коробку я бросила бумажки с названиями игры, вывела детей на улицу (где мои малыши тут же стали разбредаться по углам, но я не позволила) и сказала, что сейчас мы ИГРАЕМ ВМЕСТЕ. Играем в 4 разные игры по 15 минут. Решила, что на первый раз хватит и часа. Собрала их в кружок и с загадочным видом потрясла шкатулкой.

Почему дети неохотно в первый раз собирались?
Первое - не могли договориться, в какую игру играть. Один - в одну, другой - в другую, обижались, когда кто-то не поддерживал инициативу... Короче, хорошего было мало...
Второе - многие не знали правила игры или саму игру, поэтому заранее скучали...
Третье - посидеть на травке хотелось больше, чем бегать. Что поделаешь, поднять некоторых было сложно, но разве нас остановят трудности :-) Именно поэтому я поставила строгий лимит времени и количества игр, чтобы мои "лентяи" поняли, что это не будет длиться вечно. Хотя, как оказалось, зря переживала, ведь главное - начать!
 Четвертое и самое главное - стеснялись...

Тогда я объяснила, что сейчас "Волшебная шкатулка" выберет нам игру.

И началось! Первой попались "Краски" (помните ее из детства: "Я монах в красных штанах пришел за краской!"...), потом "Кошки-мышки", потом - "Цепи" и последним - "Футбол". Девчонки против мальчишек!  После активного часа, когда веселые и немного уставшие дети плюхнулись на свои коврики, сколько было эмоций.

 Больше уже мне не приходилось никого специально звать, достаточно было потрясти шкатулкой-коробкой, и дети уже кричали "Марафон игр! Ура!". Как только это происходило, мы сначала выбирали количество игр, в которые играем сегодня. Обычно 4-6, не больше.

Фотографировать, само собой разумеется, получалось не всегда, но как же это было здорово!




"Летели гуси..." - прекрасная игра на внимание, и очень удобна тем, что может играть сколько угодно человек и в помещении.


"Козел" - любимая игра детства, в которую обычно играли девочки, но в нашем случае лучше всех прыгали Лиза, наш Вадим и ... пятиклассник Андрей.







 "Цепи", в которую я рекомендую играть исключительно на траве. Так менее травмоопасно...

 "Футбол". Сердце у меня, конечно, останавливалось от страха, когда дети так бегали на асфальте за мячом, как будто собирались выиграть ЧМ-2014, но всё обошлось.

 Опять Летели гуси...


"Кошки-мышки"... Игра, знакомая по детскому саду, но при этом одна из любимых.

В итоге выбрать одну из любимых игр у нас не получилось. Мне показалось, что моим ребятам нравятся все! Особенно если ты -активный участник :-)

Самым приятным из всего этого действа были игры самих детей... Без нас, учителей! Без "Волшебной шкатулки" и Эльвиры Ульфатовны :-) Да-да, мы научились - выбирать игру, договариваться, соблюдать правила, играть вместе!

 Понятия не имею, во что тут играют мои дети (завуч вызвала - уходила на полчаса).
Похоже на "Горячую картошку", только сомневаюсь :-)








И, конечно, я научила их играть в резиночки, игру нашего детства. И кто сказал, что это игра для девочек?! Мальчишкам она тоже пришлась по душе!



И небольшое отступление... Школьный лагерь или внеурочная деятельность - это, казалось бы, идеальное время для учителей научить детей играть. Но ... происходит это не часто (вижу по собственному опыту).
А почему?
Причина проста - наличие травм у детей. Разбитые коленки и царапины (и не дай Бог что похуже) у ребенка для любой мамы - катастрофа, и учителю легче ограничивать детей в движении, чем разбираться потом и выслушивать слова о собственной некомпетентности.

И мне каждый раз говорят, что моя активность - до первой серьезной "разборки", пооэтому пусть дети тихо играют сами небольшими группками, а "Салочки", "Гуси-лебеди" и тем более "Цепи" должны быть под запретом.


А как думаете вы?

24 комментария:

  1. Здравствуйте Эльвира Ульфатовна! Ещё раз спасибо за "погружение" в детство! Да ещё с такими красочными фото и видео иллюстрациями.Получила заряд хорошего настроения на весь день. Показала Мирославу фотографии, он сказал, что дети на последних фото-кадрах играют в игру под названием "Яйцо" с довольно сложными правилами (собранными, как мне показалось, из 3-х - 4-х разных игр). Хотелось бы спросить у игроков - так ли это?!! А насчет подвижных игр и травм, я, имея двух супер непоседливых мальчишек, давно сделала выбор в пользу активного отдыха и подвижных игр.За что Вам - Эльвира Ульфатовна - отдельная благодарность!!! Но родители, как и дети - бывают разные и, чтобы защитить и поддержать педагога, взявшего на себя огромную ответственность за здоровье ребенка, я просто пишу заявление в свободной форме о том, что беру на себя ответственность за все возможные травмы ребенка и претензий ни кому предъявлять не буду, но при этом прошу не ограничивать участие моего ребенка ни в каких играх и спортивных мероприятиях. Заявление можно отдать педагогу при поступлении в лагерь. Все спокойны и довольны, крупных травм у нас никогда не было, а мелкие царапины и ссадины дети могут случайно получить и дома. Родители, поверьте - это гораздо лучший вариант, чем когда дети по пол-дня тихо сидят на лавочке! Движение - это жизнь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мира Анатольевна! Мне кажется, что проблемы наших детей как раз от невозможности выплеснуть энергию. Дома - родители не разрешают кричать и бегать, в школе - учителя. В классе ведь я тоже этого не разрешаю, слишком чревато. А вот на улице сидеть по уголкам просто обидно. Я люблю, когда дети это делают уже уставшими :-) Спасибо Вам за поддержку!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо, что не боитесь взять на себя ответственность за наших детей и учите их играм нашего детства! Присоединюсь к мнению Миры по поводу активных игр - я только за! Разумные меры предосторожности, разумеется, не помешают (отличная мысль играть в "цепи" на траве). А мелкие ссадины и синяки это неизбежность , к ней надо немного проще относиться (в основном, родителям).
    Что касается планшетов в школе, то они абсолютно без надобности (если, конечно, не нужны для учебного процесса)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Конечно, перед каждым Марафоном мы проводим инструктаж (слово официальное, но мы это называем правилами), и часто приходят с царапинами, когда вроде бы спокойно играли сами. Всякое бывает... Стараемся многое предусмотреть, но не всегда получается.
      А планшеты для учебного процесса - пока только мечта. Для этого нужна точка wi-fi в классе :-) Без нее это просто игрушка. Я уже представляла себе, как бы проводила тогда уроки. Не каждый день, конечно, потому что подготовка колоссальная. Но... было бы интересно :-)

      Удалить
    2. А почему бы и нет? Сделать точку доступа не проблема, если администрация школы не возражает, конечно. Я думаю, родители тоже не будут против небольших затрат на приобретение роутера.

      Удалить
    3. Администрацию я бы взяла на себя :-) Обязательно обдумаем, шаг достаточно серьезный... Спасибо, Татьяна Анатольевна, за поддержку!

      Удалить
  3. Добрый день! Эльвира Ульфатовна спасибо Вам за такие прекрасные воспоминания о нашем лагере! Лиза с большим удовольствием просмотрела и прочитала Ваш пост. И говорит : -Мама , а в августе будет летний лагерь???? Я хочу в него пойти!!!:))) За активные игры я тоже не против , травму можно получить и дома с родителями . А по поводу планшетов и телефонов , я тоже против ими нужно пользоваться только для связи с родителями или по большой надобности дома...В школе нужно общаться с друзьями , играть и учиться!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Евгения Анатольевна! Конечно, проводить время с друзьями всегда весело, особенно когда их много! И когда есть, чем заняться. И особенно, когда сам считаешь себя активным участником действа, а не просто зрителем и ждешь, когда кто-то начнет развлекать. Поэтому, я думаю, моим детям в большинстве своем понравился лагерь. Написала и вспомнила, как в лагере было зажигательное театральное представление, где сами дети были участниками... Так вот, девчонки мои были просто на высоте, танцевали и веселились вовсю, а честь мальчишек нашего класса поддержал только ... Святослав. Да-да, наш скромный Святослав танцевал так, что было просто загляденье. Остальные мальчики сидели на лавочке и стеснялись :-) Уверенна, что девочкам и Святославу понравился этот день больше, чем мальчикам.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Хочу присоединиться ко всему вышесказанному. Конечно каждый родитель переживает за своё чадо, но не возможно посадить ребенка на стул и запретить ему двигаться, он же должен развиваться, на то он и ребенок, чтобы играть, бегать, прыгать, а иногда даже и баловаться (в меру, конечно). А дети все по темпераменту разные - некоторых не остановить, а некоторых расшевелить невозможно (по разным причинам), поэтому мне очень нравится Ваша активность. Вы для наших детей большой авторитет и я уверенна, что глядя на Вас большинство из детей будут расти активными, целеустремленными и любознательными людьми.
    А что касается игр, может я повторюсь, но безусловно нужно учить играть детей в такие игры, это развивает много полезных качеств характера и навыков, которые пригодятся в жизни. К сожалению, может где-то и есть, но у нас на улице нет такой большой компании детей, максимум собираются поиграть три-четыре человека и то не каждый день. А в школе есть такая возможность. Конечно, основное занятие в школе - это учеба, но я хочу пожелать, чтобы было свободное время и поводы немножко поиграть в активные и коллективные игры.
    За видео отдельное спасибо, даже детство вспомнила (мурашки по коже пробежали), ведь это было любимое занятие у нас - девчонок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Абсолютно согласна с Вами в том, что коллективные игры развивают много полезных качеств - умение соблюдать правила, строить отношения с людьми, предугадывать последствия. Особенно хороша в этом случае игра по правилам, которая дает ребенку ощущение стабильности окружающего мира, это очень важно в детском возрасте.
      Будем обязательно стараться, чтобы оставалось время и на игры тоже. В хорошую погоду мы всегда выходили на улицу.
      Спасибо Вам за слова поддержки!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Перечитала сообщение вместе с соседкой уже раз 5 - она недавно жаловалась, что не знает, во что бы поиграть с дочкой и её подружками (2 класс). Спасибо Вам огромное за пост и за такие чудесные фотографии! Как же подросли Ваши ребятки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень рада, что Вам и читателям нашего блога помог данный пост :-) Дети очень любят играть, надо их только немного направить. Мои дети подросли?! Наверное, я это замечу, когда увижу их в сентябре))) Сейчас не замечаю... Зато хорошо вижу, как изменились Ваши) Чужие дети растут быстрее)

      Удалить
  6. Эльвира Ульфатовна, Вы не перестаете нас радовать и удивлять своими постами. А удивлять потому, что работаете вы без каникул и отпуска, и даже летом заботитесь о наших детях. А проблема действительно злободневная и компьютеры для наших детей - с одной стороны, это шаг к прогрессу, а с другой - чума 21 века. Многие дети (да и мой Вадик тоже), если остается без четкого присмотра и лимитирование времени перед компьютером, то сразу теряет интерес к простым детским играм и гулянью на улице. А как только не имеет доступа к нему, сразу превращается в обычного мальчишку, гоняющего весь день мяч и которого не возможно загнать домой. Поэтому в нашей семье идет круглосуточный контроль и надзор за этим (и вам дорогие родители советую того же). Прочитав пост и посмотрев фотографии, приятно была удивлена увидев Вадика на многих из них. На самом деле мы не пошли в летний лагерь по двум причинам :1. Хотелось дать ребенку отоспаться (мы тяжело вставали в школу весь год) 2. Пусть отдохнет от школьных стен и соскучится за ними. Ну оказалось я сильно ошибалась. Практически ежедневно Вадик присоединялся к одноклассникам на школьном дворе и как показываю фотки еще принимал активно участие в лагерной жизни. Не устаю говорить Вам, Эльвира Ульфатовна, слова благодарности за активную жизнь наших детей не только в процессе учебы, но и на летних каникулах. Еще раз убеждаюсь в том, что не зря нам советовали многие... попасть именно в ваш класс (думаю как и многим другим). А на счет не активности других учителей, могу сказать что конечно это очень трудно и опасно нести ответственность за жизнь и здоровье чужих детей, но еще играет немаловажный факт того, что многие не умеют это делать или просто не хотят - заниматься детьми во внеурочное время. Не в коем случае не хочу ни кого обидеть из учительского состава нашей школы)))) Ну в следующее лето (думаю) мы обязательно пойдем в летний лагерь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Петровна! Буду рада видеть Вадика в нашем отряде в следующем году :-) Он не любит стоять в сторонке, это правда, всегда активно принимает участие в любых подвижных играх. Это очень хорошо!
      Спасибо Вам за теплые слова :-) Не буду лицемерить, мне очень приятно их слышать, но лучше без фанатизма. Впереди еще 3 года ) Я просто очень люблю свою работу. Всегда говорю, что мне повезло, я делаю то, что мне нравится.
      И как не только учительница, но и мама, думаю о том, что раньше дети играли по-другому, не лучше и не хуже, просто по-другому. А так как я еще и учительница, хочу немножко это "по-другому" вернуть в современную жизнь. Пусть в пределах нашего класса...

      Удалить
  7. Татьяна Птицына14 июля 2014 г. в 18:20

    День добрый,Эльвира Ульфатовна!!!!Я сама педагог с большим стажеми всегда приветствовала подвижные игры.Знаете почему у детей сейчас много травм?Это от неумения двигаться и от реакции родителей.Мои дети в детском саду и катались на велосипедах,и играли в футбол.а их любимой игрой была "Выбивала".Даже сейчас малыши очень много двигаются,а школьникам это нужно особенно.Настя у нас вся в ссадинах и болячках и мы не делаем из этого трагедий,позтому мы только за активный отдых!!!!!Спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Всегда приятно видеть, когда бабушки идут в ногу со временем (я имею в виду посещения нашего блога), особенно когда это - педагоги. Дети в самом деле плохо координируют свои движения, я была поражена, видя, как они кидают мяч в игре "Козёл". Направляют его не снизу вверх, а сверху вниз! Причем я показывала много раз, как делать правильно! Ну ничего, кувшин наполняется по капле, говорят умные люди. Может, кто-то скажет, зачем нужно это умение? Мозг - сложная штука, и в человеческом теле все взаимосвязано!
      Или игра в "Резиночки"... Как приятно было видеть, когда мои дети терпеливо и неотступно повторяли один этап несколько десятков раз и не сдавались, хотя никак не получалось его пройти. Это же характер, умение довести начатое до конца, добиться своего. Зато сколько потом радости, когда "Платочек" на третьем этапе пройден! Самооценка сразу повышается!

      А что касается Насти, то ее бесстрашие меня иногда пугает :-) Никогда не слышала от нее даже писка, хотя она действительно часто падает, получает царапины и даже синяки. Обычно если она сидит тихонько, тогда уже что-то серьезное, и мы ведем ее умываться, мазать и обрабатывать очередную рану. Но зато она и одна из самых упорных :-) Будет выкладываться на 100%

      Удалить
  8. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Модные и навореченные гаджеты твердо и навечно вошли в нашу жизнь, а потому, от них никуда не денешься. А вот то, что Вы смогли заинтересовать ребятишек играми, это так замечательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Время не стоит на месте, и в новых изобретениях очень много плюсов, надо просто, чтобы новое не перечеркивало старое. Традиции и новаторство - вот то, что позволяет не стоять на месте. Я - за традиции, за все хорошее, что когда-то было. Свое прошлое надо помнить!

      Удалить
  9. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна, как Вы правы, что дети не умеют играть( Играю в большей степени парами, но стоит появится третьему, начинаются ссоры и разногласия. Удаётся организовать групповую игру, если сама с ними бегаешь, прыгаешь. Стоит отойти в сторону, всё - игра прекращается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Вода камень точит, говорила мне часто мама... Поэтому - просто не останавливаться, мягко направлять и показывать пример. Бывает по-всякому... Будем надеяться, что у нас все получится!

      Удалить
  10. Прекрасная идея "Марафона игр" с Волшебной Шкатулочкой, Эльвира Ульфатовна! Беру на "вооружение" для своих будущих первоклассников:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Я сама так радовалась, когда эта идея пришла мне в голову))) Потому что больше всего споров возникало, в "чью" игру играть! И если бы я выбрала не "его", были бы обиды. А так - чистый случай. Без обид!

      Удалить
  11. Здравствуйте. Эльвира Ульфатовна, все участники и гости Буквоежки!
    Прочитав этот замечательный пост , я искренне порадовалась, что все-таки удалось воплотить жизнь идею погружения наших деток в игры нашего детства! Как оказалось , сделать это было не так уж и просто =) Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за терпение в достижении цели и отличную идею с марафоном игр. Фото и видео-репортаж дополнили ощущение радости и прямо-таки заразили желанием поиграть вместе с ребятами. Так и хотелось подсказать - " пяточки назад выше поднимай, а не коленками вперед прыгай, чтобы удачно второй и третий уровень на резиночках пройти! =) Легко со стороны -то подсказывать ...Сама, наверное, и первый уровень не пройду уже сейчас. А может быть мы нашу первую встречу перед учебным годом проведем вместе с детьми в школьном дворе и поиграем в марафон игр? Так сказать - дать позитивный заряд на новый учебный год. С удовольствием приняли бы участие вместе с Сашей.
    По поводу возможных ссадин и разбитых коленок - ни чего против не имею. Мы и сами такие ходили все детство. Причин для разбирательств с учителями не вижу совсем. Главное - активность и общение с друзьями!
    Спасибо вам еще раз, Эльвира Ульфатовна, за активную жизненную позицию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Мне очень нравится идея совместных игр с родителями, все времени не было ее обдумать, но воплотить хочется...
      А про "пяточки повыше..." мы с детьми столько раз говорили... Оказывается, я еще не разучилась прыгать:-) Когда пропрыгала четвертый уровень, дети на меня смотрели потрясенно :-) Так что я уверенна, что и многие наши мамы бы справились :-) Но детям повторить пока было трудно, но это только пока... Спасибо за поддержку, Елена Вячеславовна!

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png