суббота, 7 сентября 2013 г.

Это важное слово - режим

Вот и наступило время, когда детям пришлось сменить беззаботный отдых на напряженную учебу. Что нужно знать родителям, чтобы сделать этот переход менее болезненным? Как сделать так, чтобы дети меньше уставали и лучше учились?
Конечно, можно всё пустить на самотёк и предоставить школе. Но ведь большую часть суток дети находятся в семье, и дело взрослых – проявить к ним внимание и заботу, правильно организовать режим выполнения домашних заданий, отдыха, питания и сна. Ведь от того, как правильно организован режим дня школьника, особенно в младших классах, зависят состояние его здоровья, физическое развитие, работоспособность и, главное, успеваемость в школе.
         Особенно важен распорядок отдыха и сна. От невыспавшихся, уставших детей трудно ждать успехов в учёбе. А при выполнении, в определённой последовательности и в одно и то же время, элементов режима дня у детей в центральной нервной системе создаются устойчивые связи, возникают наилучшие условия для облегченного перехода от одного вида деятельности к другому с наименьшей затратой энергии.

         Рационально организованный режим дня школьника предусматривает: правильное чередование труда и отдыха; регулярное питание; сон определённой продолжительности с соблюдением времени подъёма и отхода ко сну; определённое время для физзарядки и личной гигиены; определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
         В первом классе нет домашних заданий. Но многие родители повторяют с детьми пройденное на уроке, выполняют рекомендованные упражнения. Тут важно понять, что начинать выполнять задания сразу после школы нецелесообразно, так как ребёнок устал. Лучше ему отдохнуть 2-3 часа на свежем воздухе. При выполнении  заданий режим лучше поддерживать такой - 15-20 минут занятия, 10 минут – перерыв. При этом ребёнка не надо отвлекать посторонними поручениями, иначе он будет заниматься дольше и сильнее устанет.
         Великим русским учёным И.М. Сеченовым было доказано, что полный покой – не самый лучший отдых. А лучшим отдыхом является смена деятельности, то есть активный отдых, когда одни нейроны мозга отдыхают, а другие в это время работают. Во время отдыха нервные клетки отдыхают и восстанавливаются, а длительное напряжение истощает их. Лучше всего, когда напряжённая умственная работа сменяется физическими нагрузками на свежем воздухе.
         В последнее время появилось много публикаций, посвящённых ухудшению состояния здоровья школьников. По данным массовых обследований, не более 15 % выпускников московских школ можно считать здоровыми. Конечно, одной из существенных причин этого является перегрузка школьников предметами, вводимыми из политических соображений, а также постоянное реформирование школы, сбивающее с толку учителей и учеников. Но не менее важной причиной является неправильный распорядок дня, особенно распорядок сна и отдыха.
         У человеческого организма есть одна особенность. Он стремится соблюдать своё внутреннее расписание – биологический ритм. Сколько бы человек ни съел за обедом, ко времени ужина он обязательно проголодается. Когда бы он ни лёг спать, он не выспится, если не проспит определённое количество часов. И так далее. Именно поэтому важно, особенно для младших школьников, установить чёткий режим дня и точно его соблюдать.
         Чёткое выполнение, хотя бы в течение нескольких недель, заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет выработать у школьника динамический стереотип поведения, который затем облегчает учёбу и делает её более успешной. Соблюдение режима дня вырабатывает у ребёнка привычку к порядку, дисциплине, воспитывает чувство ответственности за усвоение учебного материала и выполнение домашних заданий. Он начинает дорожить своим временем, приобретает навыки систематического труда.
Если ребёнок привык вовремя ложиться спать и вставать, он тем самым обеспечил себе бодрость, хорошую работоспособность на весь день. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает объяснения учителей, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние задания. У детей, приученных принимать пищу в одно и то же время, вырабатывается условный рефлекс, и организм усваивает пищу наилучшим образом. Приучать школьника к режиму дня надо с первого года обучения. В этом возрасте его легче приучить к организованности и порядку.
           После того как ребёнок пошёл в школу, он не должен жить в том же ритме, что и его родители. У него должен быть собственный распорядок дня. Особенно важна продолжительность сна. У ребёнка она больше, чем у взрослых. Так, дети в возрасте 8-9 лет должны спать 10,5-11 часов, от 10 до 11 лет – 10 часов, от 12 до 15 лет – 9 часов и только после 15 лет – как взрослые, 8-8,5 часов. Вставать ребёнку лучше всего в 7 часов, а ложиться спать в 20.30-21.00, для старших – в 22 часа, но не позднее 22.30. Перед сном занятия должны быть спокойные, нужно проветрить помещение или спать с открытой форточкой. Лучшая температура воздуха для сна ребёнка 16-18 градусов. При открытой форточке кровать должна быть отодвинута на расстояние не менее 2 м от окна.
          Дорогие родители! Успехи ваших детей зависят не только от них самих, но и от вас, особенно в младших классах. Не напрягайте и не ругайте детей зря, а лучше помогите им в трудный период их жизни (не подменяя их), и тогда у вас всегда будет повод ими гордиться. Если ребёнок что-то сделал не так, он чаще всего не виноват. Помогите ему понять, в чём дело, и в ответ вы получите лучезарную улыбку и объятия. И не забывайте похвалить ребёнка, когда он этого заслуживает.
       Режим -понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Чтобы все эти правила работали, во-первых надо понять, что невозможно, например, оставить ребенку обед и надеяться, что тот сам съест его в срок. Каждый шаг рядом с ребенком должен вначале совершаться с кем-то из взрослых. Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И третье: ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. 

     Что ни в коем случае нельзя делать?

СПИСОК РОДИТЕЛЬСКИХ НЕЛЬЗЯ:

- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что такая еда ребенку нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права.
- Кричать на ребенка, в том числе при подготовке домашнего задания.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.
- Ждать маму и папу, чтобы начать делать уроки.
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Читать нравоучения ребенку перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

2 комментария:

  1. Спасибо за полезную инфоомацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Аноним! Я рада, что информация оказалась полезной!

      Удалить

Желаете вставить картинку в комментарий?
Для этого воспользуйтесь тегом
[im#]ссылка на изображение[/im] - если картинка крупная.
[im]ссылка на изображение[/im] - если картинка маленькая.
Картинка должна находиться в Интернете, и ее адрес должен заканчиваться на jpg, gif или png